У ТАСС всегда много онлайн-проектов, все они разные и интересные. Откуда берете идеи, где их можно найти?

У нас есть три типа спецпроектов:

– Плановые темы, привязанные к крупным годовщинам и юбилеям. Например, проекты «Поколение Д» (годовщина декабристского восстания) или «Круги Данте» (юбилей автора). Об этих темах мы узнаем сильно заранее, поэтому у авторов есть возможность глубоко погрузиться в фактуру, найти интересных экспертов, провести визуальный ресерч.

– Темы извне. Часто к нам приходят с предложением сделать проект, чтобы подсветить определенную сферу или проблематику. Так, например, было с проектом «От перемены мест», созданным совместно с Агентством по делам беженцев ООН, или с проектом «Стадия принятия бюджета» — в нем мы раскладывали достаточно сложный процесс принятия документов под присмотром специалистов Счетной палаты.

– Экспромт. Проект про российских динозавров «Вымершие​» или подкаст-перфоманс по мотивам произведений Достоевского «Город грешников». В какой-то момент мы резко понимаем, что есть крутая неосвоенная идея, – и просто беремся за нее. Но таких проектов значительно меньше, чем плановых или партнерских.

Пользуетесь ли вы какими-то ресурсами?

Раньше пользовались конструктором лонгридов ReadyMag (хорошие ребята), но в свете последних событий перешли исключительно на собственную разработку. Так надежнее. И дольше (поэтому процесс производства проектов сейчас сильно удлинился).

 

Как реализовать и прорабатывать эти идеи? Поделитесь секретами.

Найти не только тему, но и идею. Не просто «О, декабристы», а «А давайте посмотрим, эти ребята правда были на одной волне или просто родились и росли в одно время?» (ответ: второе). Не просто «Хм, у Данте, конечно, шикарные описания ада», а «В «Божественной комедии» достаточно много персонажей – кто все эти люди? Всех ли из них Данте выдумал?».

Когда вы нашли ракурс — вам уже проще выстроить нарратив и композицию будущего материала. Соберите мудборд — попробуйте нащупать настроение и атмосферу проекта. Обязательно составляйте план будущего проекта. Прописывайте тайминги на каждого участника команды, не бойтесь корректировать их прямо в процессе (не знаю ни одну мультимедийную команду, чей план и распорядок ни разу не поменялись с момента первой встречи по задаче).

Делайте «раскадровку», можете попробовать собрать несложный прототип проекта в Figma (пока доступна), это позволит оценить длину и визуальный ритм будущего материала. Здраво оценивайте ресурсы — как людей, так и временные. Любите свою команду. Не страдайте перфекционизмом. Здоровый реализм гораздо эффективнее. И все будет.

 

Чего не стоит бояться начинающим специалистам в период стартапа цифрового проекта?

Быть лаконичными. Лучше хороший компактный проект, чем вымученный огромный. И не нужно бояться выбрать неоригинальную тему. Мир постоянно говорит об одном и том же — но не все делают это хорошо. Ваша задача — сделать классно, понятно, необычно (если это возможно), лучше, чем другие (амбициозный пункт), и так, чтобы нравилось вам самим.

 

К каким трудностям нужно быть готовым?

Мультимедийные форматы — это работа на длинных дистанциях. Тут нужно подолгу удерживать фокус внимания и при этом не сбавлять ритм. Поэтому в этой сфере часто бывает тяжело людям, которые привыкли видеть быстрый результат своей работы (например, в течение недели). Тут так не получится, придется подождать.

 

Как собрать команду для проекта?

Starter pack — это пишущий дизайнер и разработчик (или конструктор лонгридов и человек, умеющий с ним работать). Дальше количество специалистов можно наращивать до бесконечности: редактор инфографики, иллюстратор, продюсер, саунд-дизайнер – зависит от ваших запросов и возможностей.

 

На ваш взгляд, какие сферы культуры и искусства в цифровом формате сегодня наиболее актуальны? Мобильные приложения, сайты, VR-технологии или что-нибудь другое? Есть ли у вас любимые направления?

Мне нравятся интерактивные гиды и AR-материалы для выставок. Это создает дополнительный слой повествования, выстраивает маршрут посетителя музея или галереи, частично дополняет функцию куратора и экскурсовода. Это классно и удобно, считаю, что в будущем эти наработки будут совершенствоваться и масштабироваться. VR тоже нравится, но, скорее, как ветка развития кинематографа, геймдева и обучающих технологий. При этом очень коротких . Часами висеть в виртуальной проекции по-прежнему тяжеловато для мозга. Но, возможно, в будущем это будет исправлено.

 

Что вы думаете о современном криптоискусстве NFT? Можно ли сказать, что это искусство сменит классическое через несколько лет?

Скорее всего, станет одним из направлений, но вряд ли заместит. В конце концов, популярность предметов искусства определяют мощность посыла и реализации. Если автор справился со своей задачей — то зрителю не так уж важно, на что он смотрит: на комбинацию кода или на полотно в музее. Я за разнообразие.

Но это точно повлияет на культуру потребления. Чем меньше нужно перемещений в физическом пространстве, чтобы получить впечатление, тем ленивее становится часть пользователей. Но не все, конечно же.

 

Как вы считаете, где сегодня молодым специалистам находить вдохновение и образовываться в области культуры и искусства? Что порекомендуете посещать (например, выставки, музеи, форумы)?

  • Книги и лектории (для идей и философий).
  • Документальные фильмы (для расширения эрудиции).
  • Музеи этнографии (очень крутой источник вдохновения с точки зрения самобытных форм и материалов).
  • Арт-пространства и выставки (для впечатлений и изучения техники).
  • Частные галереи (для понимания коммерческих трендов в искусстве).
  • Соцсети художников (для ориентиров, вдохновения и лайфхаков).
  • Биеннале/триеннале искусства (для понимания, о чем принято думать и творить сейчас).
  • Большие музыкальные и культурные фестивали (для чувства единения).
  • Профессиональные форумы, конкурсы и конференции (для нетворкинга).

 

Если бы у вас были все ресурсы и возможности для создания digital-проекта будущего, то что бы вы создали? Для чего и почему?

Я бы смоделировала выставку, посвященную людям XXI века. Но так, как если бы мы смотрели на нее через лет 500-600. Интересно представить, что полезного/захватывающего, возможно, странного и не совсем понятного останется от нас для последующих поколений.