Петербургские театральные сезоны

Продюсерская компания «Нева-АРТ»

https://vk.com/spbtheatreseasons

Регион:

Фестиваль и масштабный международный культурный проект, ежегодно представляющий искусство, созданное в Петербурге, на ведущих мировых сценах.

Афиша «Сезонов» — это срез всего самого яркого, что произошло в культуре Северной столицы за год: спектакли разных жанров и направлений, перформансы, выставки. За 13 прошедших фестивалей 27 петербургских театров встретились со зрителями Праги, Берлина, Тель-Авива, Марселя, Милана, Афин и многих других городов.

В период пандемии фестиваль перешел в онлайн-формат, чтобы, несмотря на физически закрытые границы, сохранять связь между странами и оставаться «театральным окном в Европу». Онлайн-формат открыл и новые возможности — впервые «Петербургские театральные сезоны» стали доступны жителям регионов России.

Репертуар «Петербургских театральных сезонов» говорит как на языке традиций, так и на языке эксперимента. С 14 по 22 ноября 2020 года зрителям из России и Европы представили онлайн-показы спектаклей, мастер-классы ведущих профессионалов в области театрального искусства, творческие встречи и международная онлайн-конференция о современных проблемах театра.

Цель проекта — познакомить аудиторию с одними из лучших спектаклей Санкт-Петербурга вне зависимости от местонахождения зрителя.

Онлайн-фестиваль рассказывает о профессионалах в области театрального искусства и достижениях Петербурга в театральной сфере на международной культурной арене, дает публике возможность погружаться в театральную атмосферу, даже находясь дома, и делает театр доступным для тысяч людей одновременно — в том числе для зрителей с ограниченными возможностями здоровья.

Монтаж видеоверсий спектаклей, показанных в эфире, происходит при участии их режиссеров, в отличие от обычной трансляции спектакля — камеры, поставленной в зале. Видеоверсия позволяет в деталях рассмотреть эмоции, костюмы персонажей и декорации.

За время фестиваля посмотрели спектакли, а также приняли участие в мастер-классах и творческих встречах около 400 000 интернет-пользователей.

Каким бы большим ни был ваш опыт, ошибки будут, главное — отрабатывать их и запоминать «как нужно было»

Как вам удалось придумать свою идею?

В нашем случае все достаточно прозаично: случилась пандемия, а у нас — фестиваль «Петербургские театральные сезоны» в Будапеште. Будапешт пришлось отменить. В тот момент все вышли в онлайн, и мы не остались в стороне. Оставалось понять, как оформить проект в онлайне, чтобы он был доступен для зарубежной аудитории и при этом оставался интересным и отстраивался от коллег. Так, мы остановились на режиссерских видеоверсиях. Можно долго говорить о том, что онлайн убьет офлайн, но практика показывает обратное. Люди с большим интересом идут на спектакли, которые они посмотрели в Интернете. На самом деле есть несколько важных шагов: 1. Брейншторм: вы просто садитесь командой и накидываете варианты. Брейншторм в формате игры на развитие креативного мышления (ассоциации, безумный архитектор и прочее) — игры особенно хорошо спасают в стрессовых ситуациях; 2. Отсекайте лишнее: всегда держите у себя в голове, для кого вы это делаете и зачем? Наш любимый вопрос «Чтобы что?»; 3. Приводите идею в порядок и распределяйте роли.

О каких подводных камнях надо помнить?

Самое сложное — реализация; делать то, чего никогда не делал. Понятно, что у нас за плечами огромный опыт организации туров, 20 мероприятий в одном фестивале, мы вывозили по 300 человек за одни гастроли и управляли невероятной логистикой, доставляя декорации туда, куда и человеку сложно добраться... Но сделать качественную съемку, чтобы она была согласована со всеми театрами-участниками, чтобы режиссер спектакля сказал сокровенное «да!», чтобы расставить акценты там, где это заложено идеей, — тут приходит на помощь метод «Кто, а не как» Дэна Салливана и Бенджамина Харди. Выбирайте тех, кто профи в своем деле. Мы все учимся на своих ошибках и платим за них разную цену. Каждый раз, казалось бы, учитываем все, но каждый раз находится что-то новое. Важно помнить, что каким бы большим ни был ваш опыт, ошибки будут, главное — отрабатывать их и запоминать «как нужно было» или «что нужно было сделать, чтобы такого не повторилось». Но в целом мы работаем по принципу из цитаты Марка Твена — «В моей жизни было много неприятностей, большинство из которых так и не случились», — делаем так, чтобы большинства неприятностей не случилось.

Зачем нужны такие проекты, как ваш, в чем их ценность для людей?

В 2021 году мы во второй раз провели «Петербургские театральные сезоны» и не собираемся останавливаться. Сейчас мы получаем сотни комментариев и, помимо хвалебных речей, это запросы о продлении доступа к спектаклям. За неделю очень сложно объять необъятное и посмотреть всю программу. В конце концов, вы долго выдержите, если будете ходить в театр каждый день? Учитывая, что наша программа редко состоит из комедий и легких историй. Наш проект — возможность для любого человека из любой точки мира прикоснуться к прекрасному и задать вопросы себе. Как минимум в России есть города, в которых и Дюймовочку, и Катерину из «Грозы» играет одна и та же актриса, а Обломов остается после спектакля, чтобы разобрать декорации. Хорошо, если театр в городе вообще есть. Мы, конечно, про то, чтобы театр был доступным. У нас достаточно проблем, которые лично решить не может никто, но через «Сезоны» мы в том числе решаем вопрос с доступностью театра для инвалидов, которые не могут прийти в театр по разным причинам (архитектура зданий старых сцен устроена таким образом, что не везде есть возможность добавить лифт или расширить проходы для колясок). Кроме того, все помнят о социофобах — приятно ведь в один определенный день остаться в своей зоне комфорта, рассмотрев все детали костюмов, эмоции крупным планом, находясь на любимом диване, — в любом случае в первом ряду. Не нужно надевать платье, покупать бутерброд за 500 рублей и бояться чихнуть в зале или успокаивать предательски бурчащий живот. Как понять, что проект стоит делать? Верить в него самим. Если вы искренне любите то, что делаете, ваш проект не останется незамеченным. У каждого проекта есть своя целевая аудитория. Важно ее найти и доступным языком рассказать о себе. Ну и люди, с которыми вы все это делаете, — окружайте себя людьми, влюбленными в дело.