Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник
https://www.instagram.com/chekhov__yalta
Регион:
Онлайн-каникулы — это приглашение в гости, на берег моря, в заветные стены мемориального дома Антона Павловича Чехова, на крыльцо его восхитительной гурзуфской дачи.
Перед коллективом музея стояла задача в полной мере создать для зрителя атмосферу дачного летнего отдыха. Дать публике возможность увидеть, узнать, почувствовать и в буквальном смысле попробовать на вкус чеховское гостеприимство.
К 120-летию приобретения писателем гурзуфской дачи была организована виртуальная выставка: уникальные предметы была и редчайшие фондовые документы оказались в каждом доме, в удобное время, с подробными комментариями и интересными фактами.
Попробовать дачный отдых на вкус каждый мог благодаря кулинарному марафону «Готовим с Чеховым». Команда проекта готовила блюда, аромат которых пленил обывателей более ста лет назад, используя для съемок характерный колорит местной кухни и сохранившиеся рецепты семьи Чехова.
Авторы отмечают, что проект был создан не на профессиональном дорогостоящем оборудовании, но сделан просто и с душой — каждый сотрудник музея, причастный к созданию онлайн-каникул, постарался, хоть и удаленно, но быть рядом со зрителем, позволить ему с головой окунуться в атмосферу дачного отдыха.
В рамках проекта было проведено 6 мероприятий: виртуальная выставка, выпуск онлайн-марафона «Готовим с Чеховым», 4 выпуска виртуальных экскурсий, а также 5 изображений «Чек-лист дачных дел А. П. Чехова».
Переизбыток виртуального контента в период пандемии насытил аудиторию. Интернет-продукту зачастую не хватает искренних эмоций и тепла, души и ощущения присутствия. Даже самое интересное по содержанию видео легко превращается в сухой, а порой и скучный урок. Именно этот барьер мы стремились преодолеть в «самоизоляционном» общении с нашими гостями. Мы целенаправленно искали нестандартный выход — старались не только дотянуться до зрителя, но и пригласить его к нам. Подарить ему возможность ощутить, услышать, прикоснуться к нашим сокровищам.
Мы должны были не только показать наши экспонаты и рассказать чуть больше, чем обычно, не только удивить редкими материалами и малоизвестными фактами — мы решили преподнести все это в «живом» оформлении. Мы осознанно отказались от стандартного экскурсионного вещания и взяли за основу жанр репортажа, где научный сотрудник фактически перевоплощается в репортера. Все съемки проводили на камеру мобильного телефона, в вертикальном формате, что проще воспринималось аудиторией в Instagram и что в дальнейшем позволит интегрировать контент в TikTok. Это действительно дало свои результаты. Именно серия этих роликов набрала наибольшее количество просмотров среди всех остальных наших виртуальных проектов — это был наш собственный рекорд. Но помимо экскурсий каждый смог попробовать дачный отдых на вкус благодаря кулинарному марафону «Готовим с Чеховым». Мы готовили блюда, аромат которых пленил обывателей более ста лет назад, используя для съемок характерный колорит местной кухни и сохранившиеся рецепты семьи Чехова. Приготовление блюд сопровождалось историями из жизни писателя и его окружения, упоминались малоизвестные факты, а самое главное — каждому стали доступны исторические рецепты, до этого времени таившиеся в фондовых книгах. Если запах моря и свежесть пьянящего крымского воздуха современные технологии передавать еще не научились, то помочь зрителю представить эту атмосферу мы попытались в наших коротких аудиоспектаклях, где каждый мог сам придумать сюжет, мысленно дорисовать героев и представить свою собственную картину. На волне популярности формата ASMR проект пользуется особым вниманием у любителей звуковых деталей. «Героями» спектаклей стали скрип половиц, крики чаек, шум морской волны и многое другое — все, что слышал и сам Антон Павлович Чехов. Это были интересные и сложные задачи, но это была и прекрасная возможность дать нашим друзьям гораздо больше, чем сулило непростое время самоизоляции. Мы старались донести до зрителя что-то новое и в то же время сами многому научились. И пусть этот продукт не создан на профессиональном дорогостоящем оборудовании, не собрал миллионные просмотры, но он сделан просто и с душой.
В совокупности проект собрал свыше 17 000 просмотров, что уже является большой победой для нашего музея. Мы смогли вовлечь в историю Гурзуфской дачи еще больше людей. Музей в современном мире должен ставить перед собой задачи по поддержанию интереса к литературе, искусству, истории и при этом быть актуальным, говорить с аудиторией на ее языке и, как и произведения Чехова, волновать, интересовать, будоражить и восхищать. И здесь все средства хороши: нужны новые формы, идеи, музей должен не бояться быть в тренде, ломать стереотипы, предрассудки и каждый раз заявлять, что литературный музей — это не скучно.