Медиаискусство: практики и оптики

ГМИИ им. А.С. Пушкина

https://pushkinmuseum.art/education/virt_academy

Регион: Москва

Новый курс «Академии Пушкинского» был подготовлен ведущими российскими специалистами в области новых медиа и современных технологий.

Проект рассказывает о видео-арте, кино, саунд-арте, компьютерном и интерактивном искусстве, видео- и цифровом перформансе, роли медиа в театре, нет-арте, криптоарте и NFT. Курс прошел в новом формате взаимодействия с аудиторией: вместо лектора — ведущий, направляющий зрителя в потоке визуальных образов; вместо иллюстраций с подписями — динамичный коллаж изображений и звуков.

В рамках курса было выпущено пять лекций и проведена завершающая проект дискуссия в Главном здании Пушкинского музея.

Первой частью проекта стала лекция заведующей отделом кино- и медиаискусства Пушкинского музея Ольги Шишко о видеоарте. Во второй серии проекта куратор отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А.С. Пушкина Анна Буали рассказала о цифровом перформансе. Проект продолжился лекцией куратора Балтийского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина Дмитрия Булатова о глубоких медиа. После этого главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова рассказала о том, как новые технологии меняют оптику театрального зрителя. Заключительной лекцией курса стал рассказ художника и куратора Алексея Шульгина об интернет-искусстве 1990-х годов.

Основная цель проекта — просветительская: курс «Медиаискусство: практики и оптики» был создан, чтобы рассказать зрителю о новых практиках и течениях в области современных технологий и медиа.

Курс «Медиаискусство: практики и оптики», став частью образовательной программы «Академия Пушкинского», сосредоточился на актуальных в современном искусстве темах новых медиа и технологий. Курс посвящен цифровому искусству: как оно менялось вместе с технологиями, обретало новые формы и смыслы и что происходит с ним сейчас.

Инновационность курса заключается не только в его формате, но и в содержании — основной темой проекта стали новые медиа и современные технологии, некоторые из которых (например, NFT) стали популярны только в 2021 году.

Проект позволил интернет-аудитории расширить свои знания в областях новых медиа и современных технологий — узнать больше о видеоарте, саунд-арте, цифровом перформансе и других явлениях, прослушав лекции ведущих российских специалистов в этих областях.

Серии проекта выходили в социальных сетях музея, а также на странице «Академии Пушкинского» — больше всего просмотров видеоролики набрали на платформах YouTube и ВКонтакте.

Современный зритель в музее тратит на просмотр картин в среднем 28 секунд. Наша задача — удержать его внимание на 26 минут

Как вам удалось придумать свою идею?

Когда к нам обратились коллеги с предложением стать кураторами очередного курса в рамках «Академии Пушкинского» и рассказать о медиа-арте, мы сразу поняли, что необходима новая форма подачи материала. В стандартных 40-минутных лекциях, сопровождающихся презентациями, невозможно адекватно рассказать о медиаискусстве. Мы хотели предложить другой формат взаимодействия с аудиторией: вместо лектора, который читает доклад — ведущий, который направляет зрителя в потоке визуальных образов; вместо иллюстраций с подписями — динамичный коллаж изображений и звуков. Наша цель — рассказать новому, молодому и современному, зрителю о новом искусстве на визуальном языке, который ему близок и понятен. Поэтому решили в этом курсе отталкиваться от самого визуального материала, смонтировав его так, чтобы не дать никому заскучать.

Что было самым сложным в вашем проекте?

Самым сложным в нашем проекте стал поиск идеального баланса между формой и содержанием. Нам хотелось, экспериментируя с визуальным рядом, сохранить академическую целостность. Современный зритель в музее тратит на просмотр картин в среднем 28 секунд. Наша задача — удержать его внимание на 26 минут с помощью вовлекающего рассказа (текста и картинки). Мы понимали, что за пять выпусков невозможно рассказать обо всей истории медиаискусства — обязательно некоторые авторы и важные работы останутся за скобками повествования. Именно поэтому решили отказаться от хронологического принципа, заменить его тематическим. Спикерами стали как кураторы нашего отдела — Ольга Шишко и Анна Буали, — так и приглашенные эксперты: Дмитрий Булатов, Марина Давыдова, Алексей Шульгин. Каждый из них осветил те аспекты медиаискусства, которые находятся в центре темы его кураторского исследования. И нам кажется, что благодаря такому подходу мы смогли показать медиаискусство в его многообразии. У нас есть планы и на следующий сезон — новые прекрасные ведущие будут рассказывать о своем взгляде на медиа.

Зачем нужны такие проекты, как ваш, в чем их ценность для людей?

Медиаискусство дает человеку абсолютно новое ощущение времени, и после пандемии это стало особенно актуально, так как, выйдя из карантина, все оказались в другом мире. Мы хотели, чтобы нашему зрителю было легче включиться в этот новый мир и приоткрыть для себя медиаискусство. Импульсом для курса стала выставка «Билл Виола. Путешествие души» — первая выставка во вновь открывшемся музее, очень непривычная для зрителя, который впервые увидел наши главные пространства заполненными не картинами, а экранами. Но несмотря на эту технологичность, в работах использовалась знакомая ему западная иконография, религиозные образы и метафоры. Выраженные средствами медиаискусства, они давали свои ответы на фундаментальные вопросы жизни — рождение, смерть, трансформация. И это искусство требовало от зрителя смотреть совсем не так, как он привык. Поэтому наш курс стал своеобразным пособием по пониманию и восприятию нового искусства, продемонстрировав возможности разных способов коммуникации с действительностью, которые такое искусство предлагает. Очень полезные навыки в нашей новой реальности!