БАУХАУС/ВХУТЕМАС. Двадцатые — двадцатым

Третьяковская галерея, Франкфуртская книжная ярмарка, Посольство Государства Израиль

https://www.tretyakovgallery.ru/events/o/baukhaus-vkhutemas-dvadtsatye-dvadtsatym-1

Регион:

Масштабная программа Третьяковской галереи, Франкфуртской книжной ярмарки и Посольства Израиля приближает «ревущее» десятилетие с его смелостью воплощения самых дерзких практик и переосмысляет его наследие с позиции сегодняшнего дня.

Кураторы проекта: Ольга Дич, Анастасия Милёхина, Дарья Пыркина, Екатерина Синицина, Елена Рымшина.

Большая лекционная программа и проектные мастерские Международной вечерней школы рабочей и учащейся молодежи «БАУХАУС / ВХУТЕМАС. Двадцатые — двадцатым» были созданы для прямого привлечения студентов, художников и дизайнеров, педагогов, искусствоведов и молодежи, только начинающей свою творческую деятельность, к изучению искусства ХХ века как на материале постоянной музейной экспозиции и фондовых коллекций Третьяковской галереи, так и на широких междисциплинарных и контекстных взаимосвязях.

Программе, проходившей онлайн и офлайн, удалось рассказать не только о ведущих проектных школах России и Германии — Баухаусе и ВХУТЕМАСе — в годы их столетия, но и о проблематике международных художественных поисков и экспериментов эпохи авангардных «бури и натиска».

Обе школы стали лабораториями, в которых находили воплощение многие теоретические положения художественного авангарда. Они были слишком революционны и независимы для своего времени, но многое из сделанного и прожитого ими — архитектурные находки, художественные открытия, формальные эксперименты — востребовано до сих пор и становится дерзким вызовом для современников, живущих в 20-х годах века нынешнего.

В программу вошли онлайн-лекции и мастерские, проходившие в октябре 2020 года, а также итоговая выставка проектных мастерских, организованная в офлайн-формате в Новой Третьяковке.

Практическими выводами лекций стали рисунки, плакаты и ролики, исполненные в проектных мастерских. Ведущие дизайнеры Москвы и Иерусалима через набросок, скетч, книжный макет, плакат, цифровой плакат, моушен-дизайн вместе с учащимися осмысляли музейный и лекционный материал.

В качестве руководителей мастерских скетчинга, цифрового и музейного выставочного плаката были приглашены ведущие художники и дизайнеры: профессор Академии искусств и дизайна «Бецалель» (Израиль) Мейрав Саломон, преподаватели кафедры «Коммуникативный дизайн» МГХПА им. С. Г. Строганова Катя Сиверс и Люба Соколова; графический дизайнер, член Международной ассоциации AGI Юрий Сурков.

Участниками мастерских стали студенты ведущих художественных вузов: Школы дизайна НИУ ВШЭ, МГХПА им. С. Г. Строганова, Школы дизайна РАНХиГС, Высшей школы печати и медиаиндустрии Московского Политехнического университета, Института бизнеса и дизайна.

Онлайн-формат — это не «эрзац» формата очного, это самостоятельный, отдельный вид — если не «искусства», то уж проектной деятельности точно

Как вам удалось придумать свою идею?

«Международная вечерняя школа рабочей и учащейся молодежи «БАУХАУС / ВХУТЕМАС. Двадцатые — двадцатым» должна была помочь студентам, молодым художникам и дизайнерам, начавшим свой творческий путь в профессии, более внимательно и детально увидеть великое искусство двадцатых годов непосредственно в экспозиции Новой Третьяковки и, благодаря интенсивному и целенаправленному штудированию на подлинниках, искусства времени «штурма и натиска», открыть для себя, казалось бы, хрестоматийные вещи во всей сложности и неоднозначности их художественной проблематики.

Что было самым сложным в вашем проекте?

Предполагалось участие в таких экскурсиях израильских и немецких искусствоведов и историков искусства, но жизнь внесла свои коррективы. Авторские экскурсии в музейной экспозиции от ведущих специалистов по искусству ХХ века, посещение запасников Новой Третьяковки и депозитария музея в Лаврушинском переулке, работу с набросками в музейных залах, сбор материала для создания авторских работ в проектных мастерских, посвященных выставочному плакату, цифровому плакату и искусству скетча, пришлось перенести в онлайн и разработать большой лекционный курс о российском и зарубежном искусстве постреволюционной поры и все занятия в проектных школах перенести из аудиторий Новых творческих мастерских на разные цифровые платформы. Надо отдать должное всем лекторам и руководителям мастерских (Мейрав Саломон, Кате Сиверс и Любе Соколовой, Юрию Суркову), которые сделали все, чтобы этот переход в виртуальный мир был для аудитории как можно более результативен. Оказалось, что харизма, личная самоотдача и выдающиеся профессиональные качества руководителей мастерских в общении на зум-конференциях смогли, хотя бы частично, преодолеть замкнутость «домашнего обучения», а мощный лекционный курс — стать базой для самостоятельных штудий и размышлений слушателей школы. В результате удалось создать несколько замечательных плакатных циклов и моушен-разработок, способных рассказать об искусстве первой половины ХХ века в восприятии наших современников».

Как понять, какой проект стоит делать?

Анастасия Милёхина: В процессе работы над проектом «Баухаус/ВХУТЕМАС. Двадцатые — двадцатым», который изначально должен был пройти в формате очной «вечерней школы рабочей молодежи», но ввиду известных обстоятельств был «перепрофилирован» в режим «онлайн-действа», стало понятно следующее: онлайн-формат — это не «эрзац» формата очного, это самостоятельный, отдельный вид — если не «искусства», то уж проектной деятельности точно. Он требует максимально точного определения целей и задач проекта, четкого их исполнения на каждом этапе, пунктуальности и высокой технической грамотности всех задействованных участников. К неоспоримым плюсам онлайн-формата можно отнести высокий уровень мобильности проекта (изменения, уточнения, актуализация информации возможны в режиме реального времени), а также его широкая доступность — как «в моменте», так и в течение длительного времени после «прямого эфира». Таким образом, культура становится по-настоящему доступной — всем без исключения и в особенности тем, кто в силу обстоятельств не имеет возможности прикоснуться к живым ее образцам, лучшие ее «продукты» могут быть зафиксированы, правильно «упакованы» и предоставлены в пользование адресатам».