Smart Museum

ГМИИ им. А.С. Пушкина

https://pushkinmuseum.art/media/smart_museum

Платформа 3D-проектирования Пушкинского музея, созданная совместно с компаниями-разработчиками «3ДримТим» (2016) и «Next.Space» (2018) по заказу Министерства культуры Российской Федерации.

В формате 3D были созданы детальные модели более 20 зданий Пушкинского музея. Воссозданы как внешние объемы здания, так и внутренние пространства (этажи и залы) с детальной проработкой, вплоть до элементов декора: лепнины, росписей, фактуры поверхностей.

В базу программы выгружен начальный объем музейных предметов — как плоских (живопись, графика), так и объемных (3D-модели скульптур, произведений декоративно-прикладного искусства). При работе в платформе в режиме редактора используются такие функции, как смена уровня полет/земля, времени суток день/ночь, снятие уровней/этажей в здании, переключение между слоями предметов/датчиков/света, возведение стен и перегородок и формирование на базе пространств высококачественных снимков экрана и панорамных разверток.

Второй режим работы программы — демонстрация готовой модели — может быть использован для презентаций, различного рода согласований, обучения, виртуальных прогулок. Таким образом, Smart Museum 3D — это единый инструмент для проектирования, обучения и реализации проектов, который может быть использован архитекторами, художниками, научными сотрудниками, преподавателями, студентами и виртуальными посетителями музея.

Мы разработали по факту казуальную CAD-систему. Было очень сложно сделать ее простой и приятной в использовании для гуманитариев

Александр Лавров

президент VRARA Moscow Chapter, сооснователь Ассоциации дополненной и виртуальной реальности (AVRA)

Как вам удалось придумать свою идею?

Проект родился в ответ на реальную потребность планировать развитие музея во время строительства Музейного городка. Когда же все привыкли к интерактивному 3D-пространству музея, то начали рождаться новые идеи. Одна из них — разработка выставок кураторами со всего мира в онлайн-режиме. Другая — привлечение детей из Центра эстетического воспитания «Мусейон» в качестве юных кураторов. В трехмерной модели они могли создать собственные выставки на основе коллекции музея и прочувствовать, каково это — быть куратором. Очень удачным оказалось то, что у музея уже было огромное количество оцифрованных экспонатов. Все они могут использоваться в трехмерной модели.

Что было самым сложным в вашем проекте?

Мы разработали по факту казуальную CAD-систему. Было очень сложно сделать ее простой и приятной в использовании для гуманитариев. Причем этот подход пришлось сохранить везде, вплоть до мелочей. Например, палитра цвета сделана в виде палитры красок. Когда французский куратор без всякого обучения начал «дрэг-н-дропать» (перемещать) картины на стены в трехмерном пространстве, то мы поняли, что все у нас получилось.

Зачем нужны такие проекты, как ваш, в чем их ценность для людей?

Нам хотелось большой вовлеченности общества, в частности сотрудников музея, в процесс проектирования вместе с инженерами и архитекторами. Только так можно сделать музей дружелюбным для посетителей. Вовлечение детей в работу над проектом дало возможность создавать музей для нового поколения, которое придет в Музейный городок в 2025 году, и дать толчок к развитию института музейных кураторов. По крайней мере, очень хочется в это верить.

Go to Top