Пир во время чумы
Опера Цезаря Кюи на либретто Александра Пушкина в формате screenlife.
В мае 2020 года состоялась премьера первой в мире оперы в жанре screenlife. В качестве главного выразительного средства в этом жанре используется видеозахват экрана: зритель видит переписки пользователей, их видеочаты, содержимое страниц социальных сетей.
В онлайн-постановке приняли участие солисты из Италии, Германии, Франции и России, при этом съемки проходили дистанционно во время карантинных ограничений, вызванных пандемией COVID-19.
Все средства, собранные во время премьеры, были перечислены в фонды поддержки артистов, пострадавших от закрытия театров и отмены фестивалей по всему миру.
Даже в эпидемиологически благополучное время онлайн-спектакль — это возможность собрать идеальный международный состав
Дмитрий Отяковский
Как Вам удалось придумать свою идею?
В марте 2020 года я находился в Нюрнберге, где работал в качестве ассистента режиссера Дмитрия Бертмана над постановкой оперы «Демон» Антона Рубинштейна. Внезапная отмена премьеры и закрытие театра на карантин застали нас с артистами врасплох, но возникло желание продолжить работу с этим потрясающим международным кастом в режиме онлайн. Мы выбрали редко исполняемую оперу Цезаря Кюи «Пир во время чумы», поскольку ее сюжет был актуален как никогда: группа персонажей устраивала онлайн-пир, будучи заточенными в своих квартирах на локдауне.
Что было самым сложным в Вашем проекте?
Внезапной сложностью стала несовершенность технологий. Дело в том, что все приложения для видеосвязи имеют задержку, едва заметную при разговоре, но критичную, когда дело доходит до совместного музицирования онлайн. Поэтому мы заранее записали фортепианную фонограмму, а затем сняли видео дирижера, показывающего все вступления и ауфтакты так, словно артист находится на сцене, это сильно облегчило работу.
Зачем нужны такие проекты, как Ваш, в чем их ценность для людей?
В период коронавирусных ограничений оперным певцам пришлось непросто: многие из известных исполнителей официально не трудоустроены в штате какого-либо театра и работают как фрилансеры, постоянно перемещаясь от одной постановки к другой. Когда внезапно закрылись все театры, эти люди остались без возможности заработка, а такие проекты, как наш, показывают возможный путь создания оперных спектаклей онлайн. Кроме того, даже в эпидемиологически благополучное время онлайн-спектакль — это возможность собрать идеальный международный состав, без затрат на транспортные расходы.