Онлайн-трансляции концертов Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Санкт-Петербургская государственная академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича

https://vk.com/philharmoniaspb

Онлайн-трансляции концертов — одно из важнейших направлений работы Филармонии, открывающее мир классической музыки максимально широкой аудитории.

Трансляции проходят на сайте филармонии и в официальной группе в социальной сети «ВКонтакте». Неотъемлемая часть каждой онлайн-трансляции — комментарий музыковеда, который сообщает зрителям наиболее увлекательные, связанные с исполняемыми сочинениями факты и помогает настроиться на восприятие музыки.

За прошедшие сезоны зрители филармонии услышали Заслуженный коллектив России под управлением Николоза Рачвели, Академический симфонический оркестр, Симфонический оркестр Баварского радио, солистов Дрезденской государственной капеллы, Симфонический оркестр города Лахти, стали свидетелями выступлений дирижеров Юрия Темирканова, Николая Алексеева, Шарля Дютуа, Александра Дмитриева, Владимира Альтшулера, Мариса Янсонса, Василия Синайского, Томаса Даусгора, Михаил Юровского и Феликса Коробова.

Публике также представили выступления пианистов Элисо Вирсаладзе, Дениса Мацуева, Елизаветы Леонской, Бориса Березовского, Николая Луганского, Полины Осетинской, Вадима Руденко, Беатриче Раны, Лукаса Генюшаса, Дениса Кожухина, Бехзода Абдураимова, скрипачей Вадима Репина, Сергея Крылова, Сергея Догадина, Эммануэля Чкнаворяна и многих других музыкантов. Каждый месяц филармония проводит как минимум 4 трансляции.

Каждая онлайн-трансляция Филармонии собирает аудиторию в сотни тысяч зрителей

Санкт-Петербургская государственная академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича

Как придумать классную идею проекта о культуре в онлайн?

Идея вести трансляции в Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича возникла у одного из сотрудников в 2017 году. Первая трансляция концерта велась в официальной группе Филармонии ВКонтакте (https://vk.com/philharmoniaspb) и была снята на мобильный телефон без применения профессиональной съемочной техники, но несмотря на рискованный формат она пользовалась спросом, просмотры достигли больших показателей. Зрители оставляли множество положительных отзывов и просьб о продолжении показов концертов в новом формате, так как аудитория Филармонии — это не только петербуржцы, но и жители других городов и стран, которые не имеют возможности посещать концерты так часто, как им бы этого хотелось. Проанализировав востребованность нового формата, было принято решение о запуске проекта «Онлайн-трансляции Филармонии» и съемке наиболее значимых концертов — симфонических и камерных, академических и джазовых, адресованных взрослой и детской аудитории. Филармония прилагает максимум усилий для того, чтобы трансляции отвечали самым высоким стандартам: каждый раз в их производстве задействована большая команда профессионалов, объединяющая операторов, режиссеров, звукорежиссеров, музыковедов и инженеров. Многокамерная съемка предлагает нашим зрителям максимальное разнообразие ракурсов.

О каких подводных камнях надо помнить?

Как любой тип видеопроизводства, создание онлайн-трансляции включает в себя работу с различными элементами, из которых состоит видеопоток. И добиться желаемого результата можно лишь тогда, когда будут правильно использованы все эти элементы. Несколько советов по организации онлайн-трансляции, которые нужно запомнить в первую очередь и которые когда-то помогли Филармонии в организации и запуске проекта «Онлайн-трансляции Филармонии»: • Убедиться в достаточной скорости интернет-канала. Важный элемент, про который многие забывают, — это пропускная способность сети. Когда возникает низкая и нестабильная пропускная способность, разрешение и качество видео подвержены риску колебаний качества непосредственно в прямом эфире. Чтобы не разочаровывать аудиторию нечетким изображением и сбоями в воспроизведении, необходимо заранее убедиться, что сеть работает достаточно быстро для того, чтобы обеспечить плавную картинку в необходимом разрешении. • Использовать профессиональное оборудование для съемок. Камера смартфона или планшета тоже может работать в режиме реального времени для трансляций в социальных сетях, но для того, чтобы создавать материалы профессионального уровня, следует задуматься о специализированной видеокамере. С ней вы, безусловно, получите как более высокое разрешение видео, так и более высокое качество звука. Поэтому для ведения регулярных живых трансляций необходимо иметь высококачественную камеру, оптимизированную для трансляций в прямом эфире. • Не забывать про освещение и ракурсы. В случае трансляции для большой аудитории, освещение и композиция в кадре имеют не меньшее значение, чем в кино или художественной фотографии. Ведь объектив камеры — это глаза зрителя, поэтому необходимо обеспечить ее стабильность. • Не забывать подстраховываться. Любое оборудование всегда подвержено риску отказа, особенно это касается таких мелочей, как, например, кабели. Чтобы снизить риск срыва трансляции, необходимо заранее позаботиться о резервном оборудовании и отработать технику переключения на него в случае внезапного отказа. • Необходимо следить за эфиром. На каждой онлайн-трансляции Филармонии присутствует режиссер, который умеет читать партитуру и сможет сообщить о любых проблемах, которые не сразу можно заметить: проблемы с синхронизацией звука, колебания качества видео или «выпадание» кадров.

Зачем нужны такие проекты, как Ваш, в чем их ценность для людей?

Каждая онлайн-трансляция Филармонии собирает аудиторию в сотни тысяч зрителей. Рекордом остается отметка в более чем 2 000 000 просмотров: именно столько любителей музыки присоединились 25 сентября 2020 года к трансляции концерта «Открытие филармонического сезона», посвященного дню рождения Дмитрия Шостаковича; дирижер — Юрий Темирканов, фортепиано — Денис Мацуев. К сожалению, не вся аудитория Филармонии имеет возможность посетить тот или иной концерт: часть из них живет в других городах и странах, на многие концерты билеты раскупают очень быстро, и зрители не успевают их приобрести, а в 2020-2021 году из-за ограничений по количеству зрителей в 25%, 50%, а потом 75% многие также не успевают приобрести билеты. Благодаря онлайн-трансляциям каждый человек может оказаться на концерте, не присутствуя в зале Филармонии.

Go to Top