Онлайн-стратегии #Петергоф_из_дома

ГМЗ «Петергоф»

https://peterhofmuseum.ru/events/299

В период ограничений специалистам музея-заповедника пришлось примерить на себя профессиональные обязанности «виртуальных агентов» Петергофа — открыто и доступно транслировать знания и опыт интернет-посетителям.

Основными площадками проекта стали официальные аккаунты ГМЗ «Петергоф» ВКонтакте, Facebook, а также страницы в Twitter, YouTube и Pinterest.

Проект #петергоф_из_дома курировал отдел по связям с общественностью ГМЗ «Петергоф» без помощи консалтинговых и рекламных агентств, в условиях минимального бюджета, постоянной трансформации и приспособления к вызовам, предъявляемым обществу пандемией.

В проекте использовались эксперементальные форматы: AR-маски, эмодзи-викторины, тест на знание интерьеров с помощью панорамы 360⁰, викторина «Озвучь скульптуру», GIF-анимация изображений музейных предметов.

Все, что сейчас происходит, в той или иной форме уже когда-то было прожито в мировой истории и переосмыслено в ее памятниках

ГМЗ «Петергоф»

Как Вам удалось придумать свою идею?

Период пандемии и локдауна кардинально поменял приоритеты нашего музея. В новых условиях Петергофу пришлось работать при «закрытых дверях». В этих условиях сохранять аудиторию и продолжать рассказывать о памятниках и коллекциях заповедника можно было только в онлайн-формате. В 2020 году отдел по связям с общественностью ГМЗ «Петергоф» в официальных соцсетях музея запустил проект #петергоф_из_дома, в который были интегрированы самые разные форматы онлайн-коммуникаций с призывом «Смотри. Изучай. Узнавай». Проект #петергоф_из_дома менялся на протяжении всего карантина (с марта по июль 2020 года). Мы выпускали тематические недели, посвященные дворцово-парковым ансамблям, входящим в состав ГМЗ «Петергоф»: Александрия, Ораниенбаум, Петергоф, Стрельна, острова. Создавали контент, приуроченный к важным историческим датам: 75-летию Победы, 150-летию театрального художника А.Н. Бенуа. В соответствии с актуальными тенденциями большую часть публикаций составили видео. При этом мы старались готовить именно авторские видео, в которых звучали голоса и идеи музейщиков, вынужденных остаться дома, но не потерявших связь с Петергофом. Самой неожиданной и потому наиболее интересной стала серия коротких фильмов, которую инициировала генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Яковлевна Кальницкая. В ситуации вынужденного карантина, в период действия жестких запретов, Елена Яковлевна лично на мобильный телефон записала 10 роликов о непарадной жизни петергофских дворцов и их правителей. Елена Яковлевна — доктор культурологии, профессор, автор более 200 научных и научно-популярных работ по истории русского искусства и архитектуры, сценариев научно-популярных фильмов по истории города. Несколько десятков лет она собирает и анализирует материалы, которые помогают восстановить образ Петергофа сквозь призму отношений, характеров и поступков его владельцев, позволяют размышлять о «петергофской повседневности». Проект «О Петергофе — субъективно. Размышления директора» — итог многолетних изысканий в области личной истории — получил 60 009 просмотров на основной площадке трансляции ВКонтакте, 45 тысяч — в Facebook и более 5,5 тысяч — на YouTube. Ключевое событие года — 75-летие Победы в Великой Отечественной войне — Петергоф отметил выпуском 7-серийного цикла фильмов «От Петергофа сохранилось только небо…». В его документальной основе — исследования и архивные поиски, которые на протяжении 10 последних лет вели научные сотрудники музея, доктор исторических наук П. В. Петров и кандидат исторических наук Т. Г. Яковлева. Опираясь на обнаруженные факты, авторы фильма предоставили слово современникам тех событий. Так, на фоне документального видеоряда, составленного из редких архивных фотографий, изображений музейных предметов и документов, прозвучали строчки из дневников, переписки, стихи тех героических людей, которые участвовали в эвакуации петергофских раритетов и впервые попали сюда после многолетней оккупации города. Цикл «От Петергофа сохранилось только небо…» озвучил народный артист России Н. В. Буров. Аудиторию проекта в Facebook, ВКонтакте и Instagram составили более 130 тысяч подписчиков, суммарный охват просмотров превысил 560 тысяч.

О каких подводных камнях надо помнить?

Как и многие другие культурные организации, Петергоф столкнулся с проблемой нехватки времени и кадров. Нужно было в очень короткое время в отсутствие каких-либо других ресурсов, кроме помощи штатных сотрудников, сделать что-то экстраординарное. В этой ситуации нам помогла адаптация уже существовавших в музее ресурсов. Прямые эфиры, выставочные проекты и работу с детьми — то, чем занимается Петергоф регулярно, мы «перевели» в онлайн-формат. Прямые эфиры из закрытых музеев проводились в режиме диалога со зрителем. О произведениях ювелирного искусства в экспозиции Особой кладовой Большого петергофского дворца рассказала его заведующая Н. Б. Буланая, тур по залам «Картинного дома» в Ораниенбауме провела его хранитель А. Б. Новикова, об истории создания Петровского огорода в Стрельне рассказала начальник участка заповедных территорий ГМЗ «Петергоф» Е. М. Кузьменко. С самых первых дней карантина ГМЗ «Петергоф» старался оказать поддержку детям и их родителям, оставшимся дома. В рамках проекта #петергоф_из_дома специалисты музейного образовательного центра «Новая ферма» адаптировали учебные занятия и мастер-классы центра к новым условиям, когда в распоряжении родителей только интернет, мобильное устройство и набор обычных домашних приспособлений. В соцсетях ГМЗ «Петергоф» и «Новой фермы» вышли мастер-классы, тесты на знание истории и памятников Петергофа, мини-лекции, кулинарные рецепты и даже флешмоб «Путешествие вокруг комнаты», интерпретировавший опыт французского писателя и офицера русской армии Ксавье де Местра 1794 года. Для онлайн-формата #петергоф_из_дома были также адаптированы выставочные проекты ГМЗ «Петергоф». К 150-летию со дня рождения А. Н. Бенуа, русского художника, художественного критика, идеолога объединения «Мир искусства», был сверстан полноценный лендинг «Каникулы с Бенуа», включивший историческое описание путешествий художника по югу Франции, анимированные акварельные пейзажи из фондов музея, библиографию художника и даже мастер-класс по исторической игре «В три погибели».

Как понять, какой проект стоит делать?

В любое сложное время людям не хватает почвы под ногами и культура становится тем почти психологическим поддерживающим механизмом, который не просто развлекает или отвлекает от переживаний, но дает надежду и спокойствие — ведь все, что сейчас происходит, в той или иной форме уже когда-то было прожито в мировой истории и переосмыслено в ее памятниках. Во время карантина очень многие подписчики писали о том, как им важно смотреть наши экскурсии, читать тексты и общаться в прямом эфире с сотрудниками музея. Музей закрыт, но жизнь идет.

Go to Top