«Окружная школа Медвежьих игрищ»

Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружной Дом народного творчества»

Сайт проекта

Регион: Ханты-Мансийский автономный округ

Главным персонажем медвежьих игрищ у народа ханты является медведь, именно ему мужчины, переодевшись в специальную одежду, демонстрируют песни, танцы и небольшие сценические действия. Такой обряд по-хантыйски называют «пупи хот», что означает медвежий дом.

Проект автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружной Дом народного творчества», направленный на координацию деятельности в области сохранения, ревитализации, изучения и популяризации обрядовой традиции «Медвежьи игрища».

ИСТОРИЯ

Историю жизни главного персонажа – медведя – узнаем из песен, входящих в репертуар обряда «пупи хот». В одной из специальных песен, называемой мифом спуска медведя на землю, можно узнать о событиях, которые происходили, когда медведь жил у своего отца Великого Торума. Глядя на землю, ему хотелось спуститься вниз и познать манящую и загадочную землю. После долгих уговоров отец разрешил ему уйти в мир людей, но только при условии соблюдения определенных правил и норм поведения. Как часто бывает, сын Небесного отца Торума нарушил свои обещания и становится смертным, как все живые существа на земле.

А чтобы Медведь вновь смог подняться вверх, к своему отцу, по обрядовой традиции люди, приехавшие на праздник, должны совершить определенные действия с исполнением песен, танцев и сценок. Такое исполнительство на медвежьем празднике фиксируется зарубками на специальной палочке, называемой шемлаӈ юх. Эту функцию поручают определенному человеку, которому в течение 4 или 5 дней следует следить за процессом проведения праздника.

История почитания медведя по археологическим данным прослеживается с начала III тыс. до н.э., именно этим периодом датированы наскальные изображения медведя. А вот артефакты – металлические бляхи, отлитые в форме фигурки, где можно наблюдать медведя в жертвенной позе, археологи относят к V в н.э. Жертвенная поза – это изображение головы медведя в фас с демонстрацией торчащих округлых ушей и довольно массивного носа с ноздрями, которая располагается между двумя лапами, соединенными своеобразным валиком. Именно в такой позе размещается зверь, перед его доставкой в селение и весь период проведения медвежьих игрищ.
Весь обряд устраивается по случаю добычи медведя, и называется исследователями спародическим.

 

Обрядовый комплекс начинается не с исполнения песен и танцев, а с процесса его добычи. И при этом зверя не везут сразу в селение, его на месте по определенным правилам разделывают. Очень тщательно рассматривают желудок, если там обнаруживают останки человеческих волос, то такого зверя сжигают или хоронят. А внутренности животного погружают в воду, по поверьям это приносит удачу охотнику. А потом мужчины, участвующие в охоте, очищают себя снегом или водой, это такой специальный ритуал, значение которого в очищении от злых духов.

Обрядовый комплекс «Медвежьи игрища» – явление синкретическое, в нем можно проследить напластование различных эпох, и по определенным элементам выделить особенности. Например, в костюмах исполнителей исследователи прослеживают иранский пласт. При этом символика обязательного атрибута одежды – берестяной маски – сближает обряд с итальянской комедией дель-арте – театром масок с элементом импровизации. А вот мотив медвежьей драмы искусствоведы прослеживают в ритуалах, посвящённых богине Артемиде.

Исследователи наблюдают и североевразийский пласт: употребление мяса животного, а сам образ медведя, который воплощается в шкуре медведя с головой, чествуется.

Весь период применяется специальный язык – табуированный. Его лексику можно проследить в песнях. Персонажи в сценических действиях рассказывают об этом языке, чтобы все присутствующие смогли с ним познакомиться.

Интересна церемония доставки зверя в селение, охотники должны познакомить гостя с местностью: озерами, болотами, речками, сопками. Они останавливаются около каждого места, выкрикивают 7 раз на хантыйском языке название местности, это означает своеобразное знакомство. На таких остановках делается угощение духам-покровителям данных территорий.

При подъезде в селение охотники вновь кричат, если везут медведицу, то 4 раза, если медведя – 5 раз. Их встречают с тлеющей чагой, наростом березового гриба, имеющим очистительную функцию. Очистив приехавших охотников дымом, встречающие их люди обязательно обрызгивают друг друга водой – это процедура тоже имеет очистительную функцию, чтобы никакое злое существо не могло вселиться в людей. И в течение всего праздника, который будет устроен в доме охотника, каждого вошедшего в дом гостя обрызгивают водой, тем самым проводя обряд очищения. Весь период у головы медведя лежит кусочек тлеющей чаги, которую поджигают утром, перед началом исполнения песни пробуждения медведя и тушат вечером, когда укладывают спать, исполняя вечернюю песню. Чагой очищают помещение, когда завершается исполнение песен и танцев профанной части и начинается сакральная часть. Обязательно окуривают перед приходом духов-покровителей высокого ранга.

Перед началом чествования медведя обязательно проводят обряд гадания. Начинается такой обряд с того, что под голову зверя кладут ритуальные стрелы или нож – сакральные предметы из железа. Дальше следует каждому присутствующему, причем начинают с детей, подойти к голове и задать вопросы, которые будет связаны с дальнейшими действиями по проведению чествования зверя. Если при поднятии головы она становится тяжелой, прилипает «ил ханс», то это признак желания медведя общаться с собеседником в такой форме. Его спрашивают о лесном духе, который вселился в медведя. Самое важное – заручаются его согласием на проведении обряда, а также уточняют и сценарий проведения праздника. Спрашивают разрешение на проведения жертвоприношения. Обязательно уточняют дальнейшие действия – согласен ли он стать духом-покровителем семьи, в доме которого совершается действие.

Если медведь дает согласие, то начинается процесс приготовления. Это оповещение родственников, живущих в другой местности, о сроках проведения праздника. В доме начинают приготовления: вынимаются из специальных мест хранения ритуальные предметы и одежда, это посохи, стрелы, берестяные маски, шапочки, рукавицы, халаты. При необходимости дополнительно изготавливаются недостающие предметы, которые потом тоже будут убраны в приклады.

Перед началом медвежьих игрищ проводят обряд жертвоприношения, который называет «юхтум пореӆ» для приехавшего угощение, дословно угощение для медведя, вошедшего в дом человека. Приносят в дар оленей определенной масти: пестрых, белых, темных. Количество животных уточняется в процессе гадания. И, как правило, каждое животное предназначено определенному духу территории. Руководитель обряда молитвой созывает духов, их приглашение регламентировано определенной очередностью, которая зависит от отделенности мест. Первыми приглашаются те, кто ближе располагается к месту проведения обряда, последними приглашаются те, кто находится дальше остальных.

В молитвах у духов просят ровной дороги оленям, внукам, сыновьям. В молитвах покровителей созывают до определенной границы – “ до верхушек низких деревьев, до середины высоких деревьев”, эта же граница очерчена в мифических песнях. Во время проведения обряда, когда помещение очищается чагой, души покровителей могут находиться рядом с людьми.

Основное действие медвежьих игрищ совершается в течение 4 или 5 дней. В этот период в определенной последовательности мужчины, наряжаясь в специальную одежду, тем самым изображая определённых духов-покровителей, сверхъестественных существ, людей с реки Печоры, начинают исполнять песни, танцы и совершать сценических диалоговые действия. И весь репертуар исполняется от лица персонажей, которых они изображают.

Содержательная часть репертуара подразделяется на определенные жанры, которые имеют сценарную последовательность. В этой последовательности приходят на обряд духи-покровители определенной местности. Первыми исполняют песни жанра «вой ар» медвежьи песни можно проследить цикличность времен года, в первый день поют о времени года, когда проводятся игрища.
В сценках жанра «Луӈалтуп» Приходящие персонажами становятся люди с реки Печоры или различные сверхъестественные существа. Как правило, на такие диалоговые сценки исполнители надевают берестяные маски, именно в них они становятся другими и могут демонстрировать различные сценки и песни, отражающих взаимоотношения человек – медведь, человек – человек, человек – природа. Только в масках можно высмеять человеческие пороки и поступки, тем самым регламентируя правила поведения. Эта часть является одной из самых веселых для присутствующих. Многие могут в таких персонажах узнать и себя. Именно это часть поддается влиянию социальной ситуации в обществе, поэтому появляются новые персонажи, разыгрываются новые ситуации.

Одно из важных частей обряда – исполнение репертуара жанра миш ар, приход духов-покровителей локальных территорий: сопок, лесов, поселений, рек, озер с танцами и песнями. Они со своим приходом одаривают присутствующих удачей. Отдельно приходят персонажи, называемые менками, исполняющие песни «меӊк арăт – песни менков. Они – блюстители морали и норм поведения в природе.

Исполняются песни-молитвы или песнопения-молитвы жанра «поякты арăт», это священная часть праздника. И такие песни исполняются духи высокого ранга. Одни из последних персонажей, приходящие на обряд, животные, которые уносят души медведя, их так и называют «ис төтты воят» души уносящие звери.
И последней исполняется емаӊ ар священная песня, при исполнении которой не допускаются представители других социальных групп и других народов.

После проведения игрищ начинается траур, который длиться 4 или 5 дней. Во время траура нельзя петь, веселиться, ругаться между собой, вещи и продукты в доме продолжают называть на «медвежьем языке».
Первые записи песен были сделаны Анталом регули в 1844 году, а научную статью о культе медведя опубликовал Гондатти Н.Л. в 1888 году.
Медвежьи игрища сохранились почти без изменений, древность этой церемонии можно подтвердить репертуаром, который исполняется во время обряда. Культ медведя, бытовавших у многих народов Евразии, только у северных народов приобрел сакральное значение. Ольга Мазур писала о двух противоположных частях: сакральная – благовейное отношение к происходящему, десакрилизация действа – создание ритуального смехового контекста.

СОСТОЯНИЕ

Обряд «медвежьи игрища» остается одним из важных обрядов в жизни ханты, именно в нем отражается мировоззрение народа, даны основные правила и нормы поведения в обществе, окружающей природе. По репертуару можно проследить истории родов, родственные связи, географию местности. Оказывается большая поддержка по его сохранению и развитию. В 2016 году объект «Обрядовый комплекс северных хантов «Медвежьи игрища» признан объектом нематериального культурного наследия народов РФ и внесен в перечень объектов Каталога объектов нематериального культурного наследия народов России. Один раз в два года обряд проводится Окружным Домом народного творчества, приглашаются мастера фольклора и их ученики. В настоящее время репертуар исполняют 3 человек: Тимофей Алексеевич Молданов, Андрей Александрович Ерныхов и Яков Никифорович Тарлин. В Окружном Доме народного творчества функционирует Окружная школа Медвежьих игрищ. Руководитель – кандидат исторических наук, этнограф Т.А. Молданов. На занятиях дети с малых лет изучают хантыйский язык, разучивают песни, сценки, танцы.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Посетив обряд «медвежьи игрища» можно увидеть мир, словно пришедший к нам из народного творчества, это и персонажи в берестяных масках, веселящие публику, это покровители – охранители территорий. Увидеть танец Матери-Земли, увидеть танец первых людей, появившихся на земле, увидеть танец семи сыновей Верховного отца, наблюдающих за всеми. Каждое такое действие персонажей воспринимает и переживается народом, потому что это его жизнь.

Go to Top