Музыкальный VR-канал Sonorum Scientia

Николай Лихачёв, Ксения Лихачёва

Сайт проекта

Регион: Санкт-Петербург

Канал создает VR-библиотеку уникальных по содержанию записей VR-концертов и музыкальных экскурсий с пространственным звуком и эффектом погружения.

Для создателей проекта, профессиональных тележурналистов, канал Sonorum Scientia стал удачным экспериментом с технологией, открывшей новые возможности восприятия звука и пространства. VR видео в сочетании с пространственным звуком позволяет остаться наедине с любимым коллективом, «побывать» на сцене во время выступления, полностью погрузиться в атмосферу творческого акта, получить незабываемый иммерсивный опыт и переосмыслить свои ощущения.

Канал сотрудничает с молодыми и уже состоявшимися музыкальными коллективами, работающими в самых разных музыкальных стилях, освещает известные фестивали «Бродский ДРАЙВ», «Эпицентрум», «VOLKOV ManiFEST», ведет проект «Музыка Пулковского меридиана», создает VR-экскурсии.

Для музыкантов проект является возможностью выступить в новом формате. Помимо сферического видео, особенность Sonorum Scientia — работа со звуком Ambisonics — пространственным звуком, который изменяется от положения головы пользователя или его точки зрения. Это своего рода имитация реального мира: если вы наблюдаете источник звука прямо перед собой, то вы услышите все происходящее обоими ушами. Однако если вы повернете голову в левую сторону, гораздо больше сигнала попадет вам в правое ухо. То же самое происходит и с музыкальным пространством. Именно поэтому мы советуем надевать наушники при просмотре выпусков канала. Канал включает несколько рубрик.

Выпуски 360 VR-Ambisonics sessions абсолютно эксклюзивны.

Это не записанные концерты, не подслушанные репетиции. Это музыкальные сессии, сыгранные и сведенные специально для зрителей Sonorum Scientia.

VR live performances — это VR-версии фестивалей, перформансов, творческих высказываний в различных арт-пространствах.
Sonorum Scientia in LOCO – рубрика музыкальных VR-экскурсий, в которой музыканты и музыковеды рассказывают о необычных местах, связанных с историей и современными направлениями музыкальной жизни.

Канал развивается и готовит к выпуску новые рубрики и направления.

Ксения Лихачёва

Продюсер, ведущая

Николай Лихачёв

Автор, видео и структура

Как придумать классную идею проекта о культуре в онлайн-формате? Как Вам удалось придумать свою идею?

Наша идея продиктована технологией. Мы работаем с видео больше 20 лет и прекрасно понимаем, что любое обычное, плоское видео — это послание от того, кто стоял по другую сторону камеры. Именно оператор управляет взглядом зрителя. А технология 360 — это совсем другая философия подачи материала: человек оказывается в пространстве, и сам волен выбирать, на что смотреть, куда повернуть голову, на чем задержаться. Полнота восприятия совсем другая. Мы любим музыку, театр, другие необычные проявления творческой мысли. И вот, соединив умение делать видео, хобби и новую технологию, мы получили музыкальный VR канал Sonorum Scientia. Первый выпуск пришелся на март 2019 года. Самый разгар первой волны ковида, куча ограничений, никуда нельзя, все закрыто. И хотя все было странно и непонятно, дело потихоньку пошло: форматом заинтересовались сначала музыканты, потом театральные коллективы, потом арт—пространства. Ну и шаг за шагом стала выстраиваться концепция. Учиться в этом направлении особенно не у кого, VR еще только набирает обороты не только в нашей стране, но и в мире тоже. А когда нет школы, ты идешь сам, открываешь тему со всех сторон. Что—то подглядываешь у коллег, что—то изобретаешь сам. Это, с одной стороны, такая вынужденная свобода, в первую очередь, от чужого мнения, а с другой... В общем, дельные советы иногда очень бы не помешали. Но чувствовать себя первопроходцами круто, конечно.

С какими трудностями сталкивались вначале?

Самый большой подводный камень в нашей ситуации, это, наверно, неготовность аудитории к такому формату подачи культурологического материала. Хотя понемногу дело идет, зритель привыкает вращать картинку, ему уже нравится разглядывать детали, уже появляется осознание, что ты присутствуешь на концерте, а музыканты играют для тебя. С резидентами канала такой проблемы практически не возникает: творческие люди всегда в поиске, и VR для них — новый интересный инструмент. За последний год мы побывали в разных странах и привезли много эксклюзивного этнического материала. Приезжая в страну, мы записывали коллектив, который максимально полно мог показать ее культуру. Из Киргизии мы привезли запись потрясающего ансамбля «Камбаркан», в Казахстане попали на этнический фестиваль, где выступали знаковые команды Азии, в Ереване нас пригласил к себе в мастерскую Карен Мукаелян, один из лучших мастеров по изготовлению национального армянского инструмента — дудука. Какие—то видео уже готовы и их можно посмотреть на канале, другие еще в работе.

В чем ценность вашего проекта для людей?

Наверно, в новой степени свободы. На нашем канале зритель остается наедине с исполнителями, оказывается на сцене во время спектакля, перформанса, внутри действия в самом прямом смысле — ведь камера находится прямо на сцене. Вы часто стоите рядом с музыкантами на сцене во время концерта? Или оказываетесь в кругу из рук актеров за несколько секунд до спектакля? Или идете рядом с артистом в гримерку? А камера 360 делает это постоянно, и предлагает вам прожить эти истории вместе. Кроме 360 видео еще одна фишка канала — это панорамный звук Ambisonics, с которым мастерски управляется наш звукорежиссер Андрей Карлов. Вместе с объемным видео это дает потрясающий эффект: мы стараемся передать с полной достоверностью звуковую картину происходящего. Конечно, мы до сих пор в эксперименте. И так будет еще долго. И, наверно, здорово, что все больше людей хочет в этом эксперименте тоже принять участие.

Go to Top