Музей бочки

Основатель музея Александр Хохлов

Сайт проекта

Регион: Вологодская область, Кирилловский район

Музей абсолютно новый и со свежим взглядом. В его основу легла как и всегда частная имеющаяся коллекция бочек и бондарных изделий.

Музей частный и пока его основная целевая аудитория — это пассажиры с круизных теплоходов на маршруте Санкт-Петербург – Москва в период речной навигации (с мая по октябрь). Так как мы находимся относительно далеко от городов, то испытываем трудности в плане туристического потока. Но именно эта причина легла в основу нашего проекта с организацией передвижной экспозиции со слоганом «Не люди в музей, а музей — к людям!».

Основатель и директор музея — Александр Хохлов. Он собирал и собирает бондарные изделия и инструменты, коллекционные фигурки, значки, открытки, пробки, календарики и т.д.

Сами бондарные изделия собираю в местных деревнях. Но, являясь офицером запаса и ветераном боевых действий, имею друзей среди всех своих однокурсников по военному институту, которые с радостью шлют мне экспонаты со всей страны и даже из-за рубежа. Коллекция постоянно пополняется (люди тоже несут и отдают вещи с бочками).

Музей бочки это:

1. Сбор, изучение, хранение памятников естественной истории
2. Экспонирование предметов материальной и духовной культуры
3. Просветительская и популяризаторская деятельность
4. Проведение культурно-массовых мероприятий (мастер-классы, игры, интерактив)
5. Современные технологии (дополнительная виртуальная реальность, аудио-гиды и пр.)
6. Тематическая сувенирная продукция

В нашем музее есть несколько самостоятелных подпроектов, на различной стадии реализации грантовой поддержки:

– Бочка в Живописи (Могучая Бочка)
– Бочка в Скульптуре (BOND.art) виртуальная карта бочки.
– Роспись на бочонках Русский Север Расписной Межмузейный и межрегиональный проект

У нашего музея есть множество «музейных друзей» (Музей истории стррительства БАМа (Тында), Музей мусора (Подмосковье), Музей дизайна и упаковки (тара и упаковка), Музей ВМФ, Архангельский морской музей, музей баклуши (Ярославия), музей сыра (Кострома), масла (Вологда) и еще и еще. Кроме этого, мы состоим в двух ассоциациях — Ассоциация частных и народных музеев — Ассоциация частных и народных музеев России.

Александр Хохлов

Основатель музея

Расскажите об идее создания проекта

- Слово Бочка в нашем музее всегда пишется исключительно с большой буквы и это не случайно! Первоначально проект был разработан для города Великий Устюг и носил совершенно иную концепцию «Мини-мульти-музей новогодних напитков», в который входила отдельным залом экспозиция про бочки. Но постепенно наша команда, получив и проанализировав огромное число положительных откликов, причем только по бондарному делу, пришла к выводу концентрации усилий исключительно на экспозиции, посвященной Бочкам. Тем более в стране пока ничего подобного не было и нет. Неоспоримым преимуществом и был территориальный фактор — Вологодчина лесистый край, и из дерева делали много чего. А без бочек не обходились и другие ремесла: бортничество, дегтякурение, смолокурение, солеварение, рыбный промысел, кожевенный, кузнечный, водовозный, пожарный и прочие. Про гастрономическую составляющую и говорить не приходится — тут и мочения и квашения и соления и без бочки никуда! Поэтому проект создали не мы, а сама история. Наш музей — это народный музей, в который люди постоянно приносят и посылают экспонаты на добровольной основе. В неделю прибывает от двух до 10 экспонатов регулярно.

Какая польза от него для людей?

- Во-первых просвещение, т.к. многие забывают что бондарное дело — это исключительно ручной труд, не требующий ничего искусственного — все составляющие натуральные из природных и натуральных материалов. Во-вторых, это мастерство. Ибо изготовить и правильно собрать бочку — задача очень сложная, которую даже Робинзон Крузо не смог решить за все свои 28 лет проживания на необитаемом острове, и это при наличии желания и потребности, инструмента и даже шаблонов (готовых бочонков с корабля)! В-третьих, это наша история, то есть речь идет о сохранении и изучении предметов быта и образа жизни наших предков. Линейка бондарных изделий только по названиям состоит из двух десятков наименований. Многим экспонатам в нашем музее за 100 лет, они пережили очень многое с точки зрения исторических событий. На примере бондарного дела можно проследить эволюцию различных емкостей, т.е. осознать как они применялись и для чего использовались. И одновременно с этим можно увидеть как, к сожалению более дешевые материалы и технологии планомерно вытесняли классическую деревянную посуду из жизни наших предков. В-четвертых, на этом универсальном сосуде очень удобно объяснять и показывать многие элементарные явления и процессы: бочка — это дометрическая мера объема, эталон купеческой торговли. Бочка это и мебель, и тара для хранения и транспортировки. Бочка очень широко представлена в народном искусстве и в декоративно-прикладном творчестве (Литература, Кинематограф, Живопись, Скульптура, Геральдика, Росписи и др.). Бочка, как оказалось — незаменимая вещь в хозяйстве, в бане, на кухне. Поэтому наш проект «Карта Бочки» (BOND.Art), который затрагивает виртуальную составляющую, объединяет не только города, но и регионы, в которых есть памятники и арт-объекты где присутствует фигура бондарного ремесла.

Расскажите об особенностях его разработки, процесса создания. С чем пришлось столкнуться, какие препятствия были?

К особенностям можно отнести то обстоятельство, что разработчиками и реализаторами проекта выступили студенты регионального университета по направлению туризм, которые по крупицам собирали, а потом тщательно систематизировали полученный исследовательский материал. Самый главный проблемный вопрос в виде времени, а точнее его постоянного отсутствия, был успешно решен благодаря новаторской практике университета в плане качественного распределения учебного времени в рамках проектного обучения «Фабрика реализации идей». Также было трудно искать информацию именно в рамках поставленной задачи и в условиях аудитории, но благодаря Интернету и современным технологиям эта проблема тоже была решена . Ощутимым барьером в реализации проекта «с нуля» выступил и факт низкой заинтересованности со стороны местных и региональных властей в части материальной поддержки. Но благодаря федеральным конкурсам нам удалось в течение полугода последовательно взять три (!) гранта на его реализацию и получить достаточное число наград регионального, федерального и даже международного уровня. В качестве перспективы развития предлагаемого проекта мы видим успешную его реализацию и физическое воплощение через онлайн технологии и цифровые ресурсы.

Go to Top