Мастерская Валерия Бондаренко. Серебряный век: поиск утраченной целостности

Самарская муниципальная информационно-библиотечная система

https://vk.com/bondarenkostudio

Цикл лекций, посвященных духовным исканиям творческих людей Серебряного века.

Проект стартовал осенью 2018 года.

За время реализации проекта было проведено более 70 лекций, охват которых составил 240 000 человек. Это не просто лекции с атмосферными и глубокими названиями, а погружение в мир писателя, литературные моноспектакли.

Герои бесед — не только писатели, поэты, художники в самом высоком смысле этого слова, но и творческие личности, меняющие угол зрения на классику.

Самым сложным в этом проекте было и остается каждый раз — сделать героя проекта живым

Валерий Бондаренко

главный библиотекарь Центральной городской библиотеки им. Н. К. Крупской МБУК «Самарская муниципальная информационно-библиотечная система»

Как придумать классную идею проекта о культуре в онлайн?

Если бы люди знали, как придумать классную идею, то никаких других идей бы не было. Недавно прочитанное интервью с одним продюсером натолкнуло меня на мысль, что в проекте в равных долях должно быть узнавание и неузнавание аудиторией себя. Потому что человек одновременно хочет узнать себя привычного и открыть себя иного, нового, небывалого, еще несбывшегося, может быть, невозможного. И если удается материал повествования, нарратив уложить в этой области, то, мне кажется, шансы на успех есть. С идеей надо «заключить брак», некие «брачные отношения», потому что не только ты должен ее любить, но и она должна как-то относиться к тебе — хотя бы отзывчиво, хотя бы с симпатией, и тогда все получится. Я и придумал свой проект, и не придумывал его — жизнь сама меня в некотором смысле «вышвырнула» к нему, как морская волна — гальку в шторм. Я всегда любил Серебряный век и мне было обидно, что забывают поэтов Серебряного века, прозаиков, философов, театральных деятелей. Мне хотелось сказать несколько слов в их защиту. У меня было ощущение, что на них нападают, и мой проект и есть несколько слов в защиту деятелей Серебряного века.

О каких подводных камнях надо помнить?

Помнить о подводных камнях сложно, иногда даже опасно, потому что можно начать видеть одни трудности и больше ничего не останется. Будешь сражаться с подводными камнями до конца времен. Есть и второй закон нашего существования: подводные камни возникают из-под воды — оттуда, где мы их не видим. Возникают внезапно, поэтому нужно быть скорее готовым реагировать на эти подводные камни. Самым сложным в этом проекте было и остается каждый раз — сделать героя проекта, будь то Анна Ахматова, Борис Пастернак или Саша Черный, живым. Создать драматургию жизни. Есть драматургия официального доклада — она чаще всего является драматургией смерти: даже если сказаны точные, верные слова, они существуют внутри драматургии, которая все умерщвляет. Здесь же нужна драматургия жизни, потому что я мечтаю, чтобы зрители, которые смотрят лекцию, вдруг почувствовали, что все эти люди — рядом. Вот сейчас этот человек войдет в комнату, нальет чаю и скажет: «Вечереет!»

Как понять какой проект стоит делать?

Понять, ценно ли для людей то, что ты делаешь, или нет, можно только через обратную связь. Я другого способа не знаю. То есть, если аудитория живая, то через ощущения аудитории, если это онлайн — то из откликов людей. И только тогда ты понимаешь, нужно это или нет. Очень важно, чтобы все это было нужно тебе самому, но повествование не должно замыкаться на тебе, а должно расходиться в разные стороны, как солнечные лучи. Тогда, может быть, если повезет, потому что удача здесь большое дело, это будет нужно и другим людям. Вообще, в любом «повествовательном» искусстве сложнее всего угадать потребность людей. Что люди сегодня хотят слышать? А что хотят читать? Это как А и B. Если такой потребности не существует, то стоит мягко и неторопливо ее сформировать: сегодня мы еще не хотели об этом слушать, но завтра уже захотим, уже появится какое-то желание. Если получится это, то получится и все остальное.

Go to Top