Культурно-просветительский проект «МузГид»

Юлия Пономаренко

https://muzgid.podster.fm

Единственный в Рунете культурно-просветительский проект, реализуемый в форме аудиоэкспедиций по странам и эпохам, объединяющий музыку и научное знание с целью: «Понять, что есть музыка на самом деле».

«МузГид» — это проводник по мировой музыкальной культуре. Проект реализуется в форме захватывающего онлайн арт-детектива, расследование в котором может принять любой желающий, а каждый эфир (выпуск передачи) представляет собой экспедицию в конкретную страну и перемещение во времени.

Успешно проведенные переговоры с представителями ведущих транснациональных IT-компаний Яндекс и Apple позволили проекту выйти к широкому слушателю, значительно расширив охват целевой аудитории. Трансляции передач проекта доступны на крупнейших цифровых площадках — Яндекс.Музыка и Itunes Store (Podcast). Проект «МузГид» вышел в финал немецкого конкурса медиапроектов MediaLab 2020, а также вошел в лонглист конкурса социально-значимых проектов, реализуемых Общественной палатой РФ.

Автор и ведущая проекта Юлия Пономаренко — композитор театра и кино, дирижер, автор-исполнитель, лауреат и член жюри международных конкурсов, музыкальный эксперт; член СТД РФ, РАО, Российской общественной академии голоса, креативный директор творческого агенства «Скрипичный Ключ», замруководителя отдела развития внутрироссийских творческих проектов Международного факультета искусств International Faculty of Arts (IFA) Негосударственной Академии Наук и Инноваций (NASI).

Жизнь вынуждает нас думать и реализовывать свои таланты не только в контексте сегодняшнего дня, но и в исторической перспективе

Юлия Пономаренко

композитор, автор и ведущая подкаста

Как Вам удалось придумать свою идею?

Много лет, помимо сугубо музыкальной, я занималась педагогической деятельностью в системе высшего образования, и мне всегда хотелось поменять методологические подходы в изучении истории музыки. Расширить и углубить данный курс, добавив в него разделы, которые касались бы истории мировой музыки, с одной стороны, с другой — сделать междисциплинарным, так как меня всегда интересовали другие науки: антропология, география, история, археология, математика, архитектура, лингвистика, астрономия. Помимо этого, росло и крепло понимание того, что современное общество, несмотря на доступное образование, нуждается в просвещении. Ибо культура — в самом широком смысле — постепенно становится неким атавизмом, знания «пылятся» в библиотеках, а музыкальное искусство превращается в сферу коммерческих услуг, проигрывая в битве с цифровизацией. Поэтому любому творческому или культурному начинанию жизненно необходимо находить новые подходы к слушателю и зрителю. На сегодняшний день культурное сообщество должно создавать свой собственный «цифровой фундамент» и приобщать людей к достижениям культуры новыми способами. Таким образом, основным импульсом в создании «МузГида» было желание сохранить и передать наши культурные коды, что и стало миссией моего проекта.

О каких подводных камнях надо помнить?

Разделим подводные камни на три категории. В первую «корзинку» нужно отложить сложности в создании самого информационного продукта: работа с многочисленными источниками, их научная верификация, поиск музыкального материала, а также написание интересного, захватывающего текста, который удержит внимание публики; дикторская работа, владение ораторским искусством, запись и монтаж эфира. Во второй «корзинке» — взаимодействие с технической составляющей цифровой среды. Многочисленные порталы, сервисы, налаживание взаимодействия со службами поддержки цифровых агрегаторов. В третьей «корзинке» находится маркетинговая стратегия и работа по привлечению целевой аудитории. Для того, чтобы добиться успеха в реализации подобного проекта требуются терпение, большая энергия, вера в успех, а также ежедневная учеба. К сожалению, цифровые компетенции, необходимые для жизнедеятельности подобных инициатив в сети, осваиваются в режиме нон-стоп. В идеале необходимо собрать команду, каждый член которой отвечал бы за соответствующую «корзинку»: автор + технический директор + инфопродюсер. Если таких возможностей нет, то необходимо быть готовым к постоянному обучению.

Как понять, какой проект стоит делать?

Любые проекты в сфере культуры, направленные на сохранение и приумножение культурных ценностей, в 21 веке имеют наивысшую ценность для общества, которое стоит на пороге революционных, тектонических научных изменений. Никогда до нас цивилизации в обозримом историческом периоде не сталкивались с подобными глобальными вызовами. Роботизация и цифровизация коренным образом изменят экономическую и политическую картину в общественном укладе в ближайшие годы. Задача культурного сообщества, в целом, заключается в том, чтобы задать правильный вектор этих изменений, передать будущим поколениям знания и культурные коды нашей цивилизации. Благодаря завоеваниям цифровой среды данная миссия может быть с успехом реализована. Но на сегодняшний день, массовая культура занимает больший сегмент информационно-культурного рынка, отвоевывая все больше пространства у так называемого элитарного сегмента, к которому относятся государственные и частные учреждения культуры и образования. Поэтому любая инициатива в сфере культуры в онлайн увеличивает приток зрителей и слушателей в залы филармоний, театров, музеев, картинных галерей, поток читателей в библиотеки. В противном случае, мы потеряем профессиональное сообщество, престиж и ценность наших профессий, лишимся интереса со стороны молодежи и станем в лучшем случае музейными экспонатами. Мы живем в уникальное время, когда жизнь вынуждает нас думать и реализовывать свои таланты не только в контексте сегодняшнего дня, но и в исторической перспективе.

Go to Top