Краткий курс оперного безумия
Авторский курс искусствоведа, музыкального критика и журналиста Вадима Журавлева помогает освоить оперную историю — эмоциональный подход автора к тому, что обычно сухо излагается в учебниках, помогает взглянуть на жанр по-новому.
Автор отталкивается от собственного ощущения взаимодействия музыки и слова на протяжении 400 лет истории оперы.
Идею рассказать четырехсотлетнюю историю развития оперного искусства создателю YouTube-канала «Сумерки богов» подсказали подписчики. У любого меломана в определенный момент жизни наступает насыщение традиционными постановками в оперных театрах, ведь названия чаще всего везде одинаковы. Мировая оперная литература не ограничивается десятком названий, но публике всегда нужен толчок для того, чтобы полюбить и пышное барокко, и суровые опусы Яначека.
Сам автор проекта уверен: «Открыть для себя прелесть в оперных произведениях любых эпох и стран — вот на что не жалко и жизнь положить! И если ваши родные или знакомые скажут, что это безумие, вы должны знать: на свете немало людей, которые любят оперный Gesаmtkunstwerk, искусство, соединившее сегодня все известные формы художественного творчества».
Нетрадиционный и эмоциональный подход к тому, что обычно сухо излагается в учебниках по музыкальной литературе, можно рассматривать и как учебное пособие. Вадим Журавлев считает, что его подход, на первый взгляд чересчур персонифицированный и нестандартный, позволяет аудитории ощутить, как сильно он любит оперу, и способен передать эту любовь зрителю.
Важно помнить, что не бывает плохих опер, а только оперы, которые еще не нашли своего главного интерпретатора. История показывает, что многое из того, что вчера было за рамками интереса публики, сегодня становится невероятно популярным. И никто не знает, что из написанного за последние 30 – 40 лет останется в веках, а значит, есть смысл познакомиться с этим и принять собственное решение.
Мода на оперу достигла сегодня своего пика не потому, что музыкальное образование поднялось на невиданный уровень — в век цифровых технологий именно опера отождествляется с произведением искусства будущего, с тем, что и дальше будет составлять неприкосновенный культурный запас нашей цивилизации.
В «Кратком курсе оперного безумия» автор предлагает пройти по более чем четырехсотлетней истории оперного искусства и остановиться в ее кульминационных точках. Цель курса — заставить начинающих опероманов самостоятельно «копать глубже» для того, чтобы окончательно полюбить великое искусство оперы.
Чем больше интернет превращается в бесконечное развлечение, тем больше потребители хотят видеть настоящих, а не доморощенных экспертов
Вадим Журавлев
Как Вам удалось придумать свою идею?
Мне не надо было ничего придумывать — 30 лет я работаю журналистом, музыкальным и оперным критиком. Сегодня очень остро ощущается нехватка профессиональных экспертных оценок во всем. Это хорошо, что люди ринулись создавать контент о любимых вещах и явлениях, но сегодня ученые отмечают в обществе так называемую выученную беспомощность. Люди перестали верить кому-либо. Поэтому сегодня надо не просто придумать идею, а наполнить ее профессиональными знаниями, которые и помогут сделать именно твой блог привлекательным для людей. Чем больше интернет превращается в бесконечное развлечение, тем больше потребители хотят видеть настоящих, а не доморощенных экспертов.
Что самое сложное в Вашем проекте?
Самое сложное, как и раньше, донести до людей профессиональную экспертную точку зрения. Они не всегда готовы к этому, особенно, если она не совпадает с мейнстримными публикациями средств массовой информации.
В чем особенности работы с таким «взрослым» жанром, как опера, и общедоступными онлайн-форматами?
Главная особенность — возраст аудитории. Иногда приходится дольше объяснять, как в интернете посмотреть какую-нибудь запись спектакля. Часто люди даже не понимают простых вещей, вроде того, как подписаться на канал: они хотят нажать кнопку запуска и услышать то, что им интересно. Для меня самое главное — расширять молодежную аудиторию, которая пока увеличивается хотя бы за счет молодых профессионалов.
Зачем нужны такие проекты, как Ваш, в чем их ценность для людей?
Сегодня в сети огромное количество «фейсбучного театроведения». Каждый зритель и слушатель может мгновенно, двумя словами описать свои чувства после спектакля или концерта. Чаще всего это ограничивается словами «классный», выражениями «у меня мурашки по коже» и так далее. Но большинству людей хочется сравнить свои впечатления с впечатлениями других людей, и особенно — экспертов. Мой канал «Сумерки богов» и одна из его рубрик «Краткий курс оперного безумия» помогают найти правильные ориентиры в мире классической музыки и музыкального театра.