AR-опера «Грехопадение»

Рустам Сагдиев

Сайт проекта

Оперная дидаскалия для певцов и всякого хлама по мотивам одноименного произведения Даниила Хармса.

В основу «Грехопадения» легла пьеса знаменитого писателя-абсурдиста Даниила Хармса. По ней была поставлена опера в формате виртуального спектакля, воспроизвести который можно с помощью AR-приложения для смартфона, срабатывающего при наведении камеры на картинку-таргет.

Медиахудожник Егор Пшеничный под руководством режиссера Дмитрия Отяковского создал мобильное AR-приложение, пользователи которого могут навести камеру на специально подготовленные «таргеты» (распечатанные на листовках «якори», к которым привязано изображение) и увидеть спектакль, в котором принимают участие 3D-персонажи в абстрактных декорациях.

Премьера оперы состоялась 6 сентября 2020 года в Санкт-Петербурге в рамках спектакля-променада «Маршрут «Старухи» в Итальянском саду.

Одной из особенностей проекта является концепция «опера в кармане»: любой человек, при наличии установленного на смартфон приложения и распечатанного (или отображаемого на любом устройстве) портрета Хармса, может стать зрителем «Грехопадения» — где и когда угодно.

Таким образом, благодаря распространению QR-кодов, ссылок на приложение в Google Play и App Store и «таргетов» в социальных сетях, оперу могут увидеть все желающие, а не только присутствовавшие на премьере зрители.

Ничья творческая инициатива и профессиональная компетентность не ставилась под сомнения

Рустам Сагдиев

композитор

Как придумать классную идею проекта о культуре в онлайн?

Будьте чуткими к окружающему миру — все идеи в нем уже витают, надо лишь уловить их, услышать, разглядеть. «Грехопадение» не было первой работой нашей команды в формате AR, но стало первой оперой. Все сошлось: готовый концепт AR-приложения с предзаписанной музыкой, приглашение поучаствовать в фестивале «Маршрут «Старухи», давнее увлечение всех соавторов творчеством Даниила Хармса и столь же давнее сотрудничество на поприще оперного искусства. Добавьте к этому небольшую коллекцию разнообразных музыкальных инструментов, умение на них играть, полкило груш и ковидный локдаун... Сложив все это, очертания проекта разглядеть совсем не трудно!

О каких подводных камнях надо помнить?

Доверяйте коллегам, оставайтесь в рамках своей сферы компетенции. В нашем проекте трое авторов: композитор, режиссер и художник отвечали за звуковую, действенную и визуальную составляющую соответственно. Имея в виду одну на всех концепцию, каждый из авторов был наделен достаточной степенью творческой свободы, ничья творческая инициатива и профессиональная компетентность не ставилась под сомнения. Для меня «Грехопадение» — образцовая работа в плане доверия и взаимного уважения между соавторами.

Как понять, какой проект стоит делать?

Прокладывайте собственные тропы! «Грехопадение» на данный момент — единственный оперный проект, созданный полностью в дополненной реальности. При этом данное произведение с одной стороны представляет собой ответ на кризис оперного театра, связанный с ограничительными мерами против COVID-19, а с другой — само по себе является уникальным прецедентом интеграции высоких технологий в оперный жанр.

Go to Top