Город Гоголя
«Зал виртуальных экскурсий «Город Гоголя» — это онлайн-музей, состоящий из семи залов, посвященных интерпретациям Гоголя в русском авангарде 1920-х годов, и работающий в технологии многопользовательской браузерной игры.
Шагал / Мертвые души / живопись
Мейерхольд / Ревизор / театр
ФЭКС / Шинель / кино
Шостакович / Нос / музыка
Белый / Мастерство Гоголя / art&science
Все это — в форме браузерной игры!
«Город Гоголя» нельзя пролистать на сайте. Сюда заходят по ссылке в назначенный час. Посетители и экскурсовод подключаются со своих компьютеров и присутствуют в зале в виде аватаров. Каждый выбирает одежду, прическу и, главное, нос для своего аватара (ведь это музей Гоголя!). Аватары управляются с клавиатуры, что позволяет посетителю свободно «гулять» по пространству. Экскурсии идут в режиме реального времени. Все гости слышат экскурсовода и друг друга, могут задавать вопросы и обмениваться впечатлениями. В музее представлены пять выдающихся авторов 1920-х годов, работавших с творчеством Гоголя.
Поэт Андрей Белый насчитал 762 оттенка в текстах Гоголя: и посетители идут сквозь реку цвета. В зале Марка Шагала посетители плутают меж деревнями помещиков, как Чичиков с Селифаном, среди шагаловской графики. В зале Мейерхольда можно посмотреть реконструкцию легендарного спектакля «Ревизор». Фильм ФЭКСов «Шинель» представлен в виде лабиринта кадров. Не кадры бегут перед глазами зрителя, а зритель проходит фильм от молодости Пискарёва к старости Башмачкина. Финал экскурсии — катание на аттракционах по партитуре «Галопа» из оперы Шостаковича «Нос».
Цифровые технологии гораздо сложнее, чем старая добрая экспозиционная архитектура
Ольга Маркарян
Как Вам удалось придумать свою идею?
Во время пандемии можно было гулять по всем крупнейшим музеям онлайн — но вместо этого хотелось, чтобы уже закончились ограничения и можно было пойти в Эрмитаж «ногами». И тогда я поняла: в 3D-мире я не чувствую себя внутри, кликая мышкой, остаюсь за экраном. И кроме того, грустно гулять по пустым залам одной. И я стала искать такие технические средства, которые позволили бы мне приходит в онлайн-музей с друзьями и вместе обследовать все уголки — пусть и с помощью клавиатуры. Обратилась к разработчикам. Оказалось, они — опытные геймеры — хорошо знают: человеку в онлайн-мире нужен аватар, с которым можно себя отождествить. Я попробовала, и с удивлением поняла, что так и воспринимаю, что аватар — это я, и я нахожусь внутри музея, а не просто смотрю на гугл-карту. И что есть технология, позволяющая одновременно подключать к одному пространству несколько десятков людей. А значит, в таком музее я буду не одна. Там может оказаться даже слишком людно! Тогда я поняла, что онлайн-музей может быть настоящим живым пространством.
О каких подводных камнях надо помнить?
Создавая онлайн-музей, надо понимать, что цифровые технологии гораздо сложнее, чем старая добрая экспозиционная архитектура. Если двери музея открыты, посетители туда точно войдут. А вот с IT-технологиями — тем более, что у меня уже был и опыт AR-экспозиции — нельзя быть уверенным, что у каждого посетителя оборудование будет достаточно современным. Если речь про AR — у всех разные телефоны. В случае с онлайн-музеем — у всех разные компьютеры. Сперва было трудно понять, как быть с тем, что некоторые посетители не могли войти в музей в силу изношенности своего оборудования. Но помогли дети: на одной из школьных экскурсий ребята подключили учительницу, у которой не получалось войти в онлайн-музей, через Zoom. Так что теперь мы знаем: у нас всегда есть резервный вариант.
Зачем нужны такие проекты, как Ваш, в чем их ценность для людей?
Такие проекты, конечно, нужны. Сейчас это очевидно, потому что в эпоху пандемии нужен интересный, полноценный онлайн-контент. Но и вне зависимости от ограничений на очные мероприятия, технологичные онлайн-проекты помогают привлечь в музей совсем молодых людей, которым это интересно и понятно. Это полезно и для людей, живущих в отдаленных городах: онлайн-музеи открывают для них широкий культурный процесс, который в офлайн-формате не всегда им доступен. Но особенно важны, мне кажется, такие проекты для самих творческих людей — музейщиков и разработчиков. Ведь цифровой мир дает музейщикам необычайную свободу: тебя больше не держат стены музея, ты можешь быть свободен в планировке экспозиции и создавать необычайные пространства, соответствующие теме и духу музея. А для программистов-разработчиков это чрезвычайно важный опыт соприкосновения с высоким искусством.