Глоссарий 2.0

Дмитрий Отяковский

https://otyakovsky.com/glossary

Опера композитора Евгения Войтенко на либретто, сгенерированное нейросетью. В главной роли — Google-переводчик.

Премьера оперы «Глоссарий 2.0» состоялась 9 ноября 2019 года в Эрмитажном театре в рамках финала конкурса «Цифровой Гонзага».

Либретто оперы состоит из 4 частей. Первая часть — это авторский текст, полностью написанный человеком. Вторая часть — выдержка из статьи «Пьетро ди Готтардо Гонзага» на Википедии, в которой понятие автора-человека размывается в пользу коллективного авторства множества анонимных пользователей.

Третья часть написана нейросетью GPT-2 в несколько итераций. Сначала «исходником» для генерации текста послужила цитата Федора Глинки, затем текст, сгенерированный нейросетью, был загружен в качестве исходника для новой генерации текста, и так — несколько раз подряд, постепенно замещая человеческое авторство компьютерным. Четвертая часть либретто — это многократно повторенная цитата твиттер-бота tay, запущенного 23 марта 2016 года.

Оперный жанр синтезирует в себе все виды искусств и привнесение в него технологических новаций — естественное решение

Дмитрий Отяковский

режиссер, куратор Лаборатории исследования цифровой оперы

Как вам удалось придумать свою идею?

В 2019 году состоялся Первый международный конкурс Digital Opera Performance. Участникам конкурса было предложено выбрать оперные отрывки и создать их видеоинтерпретации. Наша команда с видеохудожницей TanyaMist (Татьяной Меренковой) и композитором Евгением Войтенко приняла решение не выбирать одну из уже существующих опер, а создать новое произведение, либретто для которого напишет нейросеть, а исполнит главную партию роботизированный голос онлайн-переводчика.

Что было самым сложным в вашем проекте?

Изначально наша идея была рассчитана на создание VR-видео в формате 360. Однако конкурс внезапно поменял условия, сократив номинацию для VR, поэтому мы начали искать решение, позволяющее сохранить изначальную идею, перенеся ее на сцену с экранами. Вторая интерпретация предполагала выход зрителей на сцену и их перемещение между четырех экранов, однако в связи с организационными трудностями от нее тоже пришлось отказаться. Итоговое решение выглядело как медиаинсталляция для четырех ассиметрично расположенных экранов на сцене Эрмитажного театра.

Зачем нужны такие проекты, как ваш, в чем их ценность для людей?

Я не разделяю распространенную точку зрения, что опера — это нечто архаичное и скучное. Оперный жанр синтезирует в себе все виды искусств и привнесение в него технологических новаций — естественное решение в активно развивающемся техногенном мире. А такие проекты, как наш, демонстрируют, какой может быть современная опера.

Go to Top