Фестиваль молодежного искусства NOVART//2020

Молодежный центр «ПерспективаПро» и МО «Арт-резиденция»

https://vk.com/novartunderground

В 2020 году из-за эпидемиологической ситуации фестиваль полностью перевели в онлайн, оставив только ключевое направление — музыку.

NOVART — ежегодный фестиваль нового молодежного искусства. По традиции в июне на День молодежи этим фестивалем команда Арт-резиденции подводит итоги: что было нового и заметного за год в искусстве Ижевска.

Задачи фестиваля: 1. Найти и отобрать музыкальные коллективы либо созданные в выбранный период, либо создавшие за это время новый материал; 2. Провести подготовку музыкальных коллективов через обучение, менторство и экспертную поддержку, в том числе через создание сценического образа и отработку поведения на сцене; 3. Сделать качественную презентацию групп и их песенного материала, молодежный шоукейс Ижевска; 4. Подготовить промоматериалы для каждого музыканта к фестивалю.

На фестивале были представлены 4 шоукейса: «Имена» — новые имена на ижевской сцене, куратор Анастасия Степурина; «Корни» — шоукейс современной удмуртской музыки, куратор Дарали Лели; «Шумовая среда», куратор Никита Сморкалов; «Выпуск» — группы или исполнители, записавшие в текущем году новый материал (EP, альбом), куратор Александр Скворцов. Трансляция фестиваля велась в группу ВКонтакте в HD 30fps, выступления групп на главной сцене разбивались интервью. Съемка велась с 3 камер, продолжительность стрима — 6 часов 50 минут, количество просмотров — свыше 120 тысяч.

Смотреть долго на что-то, снятое с одного ракурса, зрителю скучно

Анастасия Степурина

куратор городских проектов МО «Арт-резиденция»

Как Вам удалось придумать свою идею?

Идея сделать NOVART Online родилась скорее из необходимости. Хотелось провести фестиваль и в 2020 году, но соблюсти при этом все рекомендации по проведению массовых мероприятий в нашем регионе, появившиеся из-за пандемии. Очевидным решением было сделать трансляцию фестиваля в соцсетях. К тому моменту уже многие музыканты стали делать стримы, мы же задались целью сделать качественную трансляцию на уровне телевизионной длительностью в 7 часов, с 17 музыкальными группами, играющими вживую. При съемке и режиссуре трансляции мы опирались именно на телевизионную «картинку», при этом учитывали все особенности выхода в интернет. Так что уникальность проекта именно в его масштабе и качестве технической реализации. Помимо организации фестиваля, я также занимаюсь театральной режиссурой. В том же году изучала опыт театров и творческих коллективов по выходу в онлайн-пространство. Самыми интересными оказались не трансляции и записи спектаклей, где зритель остается пассивным наблюдателем, а те формы онлайн-спектаклей, где зритель был активен, влиял на ход событий, голосовал, совершал ряд действий, и прочее — где была та самая партиципаторность. Советую изучить программу и послушать лекции фестиваля «Точка доступа» 2020 — там было много онлайн-проектов и дискуссий на тему выхода культуры в онлайн.

Что было самым сложным в Вашем проекте?

В нашем случае было важно техническое сопровождение фестиваля: стабильно работающий интернет, передача картинки и звука в реальном времени, администрирование стрима и прочее. И чтобы все это продолжало бесперебойно работать 7 часов подряд. Мы не учли, что настройка звука должна вестись отдельно на площадке во время выступления группы и отдельно — на стриме, а также, что техперсонал в таком интенсивном режиме устает и желательно найти тех, кто может подменить специалистов на ключевых позициях. Для того, чтобы трансляцию было интересно смотреть, важна видеорежиссура: со скольких камер вы снимаете, сколько статичных, а сколько — моушн, какие из них на данный момент выводите в эфир. Для моушн-камеры важно найти человека, имеющего опыт художественной видеосъемки, умеющего подбирать ракурс. Нужно понимать, что ваш продукт люди будут смотреть через экран и чем более «киношной» будет картинка, тем лучше. Смотреть долго на что-то, снятое с одного ракурса, зрителю скучно.

Зачем нужны такие проекты, как Ваш, в чем их ценность для людей?

Если говорить про NOVART // 2020, то ценность проекта была в выводе ижевского музыкального искусства из андеграунда на широкую аудиторию. В нашем городе происходят очень интересные процессы, но обычно они скрыты и неочевидны — в том числе для самих жителей. Нам хотелось изучить и представить публике произошедшее на локальной сцене за последний год. Отзывы и самих музыкантов, и зрителей были в духе: «Не ожидал такого уровня от Ижевска».

Go to Top