Два русских Гамлета: Чайковский. Прокофьев

Сочинский симфонический оркестр

https://youtu.be/JsLw7JemOOg

Фильм-концерт Сочинского симфонического оркестра под управлением Антона Лубченко записан в августе 2020 года в Зимнем театре Сочи, в условиях эпидемиологических ограничений.

Именно поэтому музыканты сидят на расстоянии социальной дистанции, а зрительские кресла Зимнего театра пусты.

Фильм-концерт был показан в эфире регионального телеканала «Сочи 24», транслировался онлайн радио классической музыки «Орфей» и был представлен в рамках проекта «Русских сезонов» Stay Home with Russian Seasons. Проект уникален тем, что его контент не является архивной записью или прямым эфиром «самоизоляционного» творчества, а представляет собой полноценный фильм-концерт, отснятый несколькими камерами и возрождающий лучшие традиции советского телевещания. В программу фильма-концерта вошли раритетные партитуры, написанные с разницей в 45 лет в качестве музыкального сопровождения драматических постановок трагедии Шекспира. Чайковский начал писать своего «Гамлета» в эпоху царствования Александра III — в год, когда родился Сергей Прокофьев, а советский классик создал свою интерпретацию классического сюжета в 1937-м — в драматический период для нашей страны. Инициатором записи выступил художественный руководитель Сочинского симфонического оркестра — петербургский дирижер и композитор Антон Лубченко. Оба сочинения Сочинский симфонический оркестр исполнил под его управлением. Этот проект стал для дирижера последним в качестве художественного руководителя коллектива.

Антон Лубченко о фильме-концерте: «Для меня важно, что солистами здесь выступили ведущие сочинские певцы, которых, открыв для себя однажды, я затем настойчиво предлагал публике в своих программах. Так, обе песенки Гробовщика (именно этот персонаж сблизил обоих композиторов схожими гротесковыми решениями!) исполняет молодой баритон Владимир Грищенко, ныне студент Ростовской консерватории. Основным образом является, безусловно, Офелия. В сценах ее безумия у Чайковского легко читаются следы Марии из «Мазепы», Лизы из «Пиковой дамы», а прокофьевская Офелия предвосхищает Любку из «Семена Котко» — оперы, созданной всего два года спустя. Из «Гамлета» в «Котко» кочуют приемы и для образа Фроси: ее песня «И шумит, и гудит» практически воспроизводит первую песенку Офелии. Кстати, в обоих случаях речь идет о летнем дождике. Двух Офелий блестяще, на мой взгляд, спела и сыграла сопрано Екатерина Богачева. Вообще, здесь для певцов больше драматических вызовов, чем вокальных, — музыка ведь писалась для драматических артистов... Символично, что именно эта программа открыла виток моей творческой жизни в Сочи, а теперь закрывает его. Уверен, благодаря партитурам, впитавшим в себя дух времени, зрителям будет интересно рассмотреть под увеличительным стеклом Россию в историческом срезе двух эпох».

Go to Top