Два Ильича

Сочинский симфонический оркестр

https://youtu.be/w1XV7gLps0Y

В 2020 году, в период жестких эпидемиологических ограничений, Антон Лубченко и Сочинский симфонический оркестр подготовили фильм-концерт к юбилеям сразу двух Ильичей: 180-летию Петра Ильича Чайковского и 150-летию Владимира Ильича Ленина.

Инициатором записи выступил художественный руководитель Сочинского симфонического оркестра — петербургский дирижер и композитор Антон Лубченко.

Проект уникален тем, что его контент не является архивной записью или прямым эфиром «самоизоляционного» творчества, а представляет собой полноценный фильм-концерт, отснятый несколькими камерами и возрождающий лучшие традиции советского телевещания. Запись концерта без зрителей состоялась 21 марта в Зимнем театре (Сочи), когда публичные мероприятия уже были запрещены. На монтаж и постпродакшн ушло больше месяца.

В работе, значительная часть которой проходила в режиме самоизоляции, были задействованы лучшие профессионалы трех столиц: Петербурга, Москвы и Сочи. В фильме звучат Пятая симфония Чайковского и Двенадцатая симфония Шостаковича, которая, как известно, посвящена памяти Ленина. Фильм-концерт был показан в эфире регионального телеканала «Сочи 24», транслировался онлайн на радио классической музыки «Орфей» и был представлен в рамках проекта «Русских сезонов» Stay Home with Russian Seasons.

Нам пришлось вдохновляться мыслями о том, что нас будут смотреть не сотни, а сотни тысяч зрителей

Антон Лубченко

художественный руководитель Сочинского симфонического оркестра с 2017 по 2020 год, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга

Как Вам удалось придумать свою идею?

В конце марта 2020 года мы с коллективом Сочинского симфонического оркестра готовили первое в Сочи исполнение 12-й симфонии Шостаковича. Партитура должна была звучать вместе со Скрипичным концертом Микаэла Таривердиева в исполнении моего друга и партнера по сцене Гайка Казазяна. За два дня до концерта стало понятно, что из-за начавшейся пандемии его придется отменить. Тогда никто толком ничего не понимал, но было ясно, что через несколько дней нас отправят на карантин. Надо сказать, «Двенадцатая» Шостаковича — моя самая любимая из симфоний Дмитрия Дмитриевича: дирижировал ее неоднократно с оркестром Приморского театра во Владивостоке, с Пекинским симфоническим в Китае. Кажется, удалось подобрать к ней некоторый исполнительский код, трактуя как одночастную симфоническую поэму-трагедию. Сочинение сжато, как выстрел, а концентрация нервов и истеричности на такую компактную симфонию, по-моему, превышает все допустимые нормы даже для Шостаковича. Давно хотелось ее записать. Решили это сделать, заменив концерт Таривердиева (так как солист уже прилететь не мог) на 5-ю симфонию Чайковского, мою абсолютную любимицу. Счастье дирижировать ее мне выпадало десятки раз, но всегда открываю для себя что-то новое. «Пятая» Чайковского знакома с детства, но навсегда мое представление о ней перевернул маэстро Юрий Темирканов. Его исполнение в Петербурге 15 лет назад так врезалось в память, что теперь каждый раз думаю: «Приблизиться бы к этой исполнительской вершине...». Второй фильм — «Два русских Гамлета: Чайковский. Прокофьев» — мы записали уже после первого карантинного «заплыва», как только разрешили собираться и репетировать. В этом фильме-концерте уже налицо «ковидная» картинка: соответствующая рассадка, небольшой состав оркестра. Партитуры для этой записи мы выбрали соответствующие — без большого количества дерева, меди и ударных.

Что было самым сложным в Вашем проекте?

Самое сложное — сохранить исполнительский драйв при пустом зале. Ведь ни для кого не секрет, что дыхание зала — главный «маяк» для артиста. От энергетики зрителей зависит зачастую и выбор темпов в эпизодах, и эмоциональный накал. Здесь же нам пришлось вдохновляться мыслями о том, что нас будут смотреть не сотни, а сотни тысяч зрителей — играли для них, для виртуальных слушателей. Это сложно. Но тому есть великолепные примеры в образцах советского телевидения: никогда не забыть телеверсии симфоний Чайковского под управлением Евгения Светланова, снятых в 80-е годы так же, в зале без зрителей. Именно с этих фильмов-концертов началось в трехлетнем возрасте мое знакомство с классической музыкой. Так что пандемия помогает возрождать некоторые забытые форматы — лучшее, что было в Советском союзе.

Зачем нужны такие проекты, как Ваш, в чем их ценность для людей?

Сочинский симфонический оркестр в 2020-м — уникальный коллектив. Это было музыкальное содружество сочинских исполнителей и артистов, приехавших из Москвы, Петербурга, Минска, Харькова, Владивостока, Омска, Новосибирска. Всех объединяла общая идея: открывать сочинцам шедевры русской музыки, которые до нас в этом городе невозможно было услышать вживую. Это огромное количество партитур Мусоргского, Чайковского, Рахманинова, Метнера, Скрябина, Прокофьева, Стравинского, Шостаковича, Гаврилина... Со временем на концерты нашего оркестра слушатели стали специально прилетать из Москвы и Петербурга! Пандемия изменила ситуацию... Когда мы снимали первый фильм-концерт, хотели запечатлеть для зрителей звучание коллектива на вершине его исполнительской формы. Когда же, встретившись после карантина, поняли, что все еще находимся в творческом тонусе, решили использовать возможность хотя бы виртуальной встречи со зрителями. Я счастлив, что проекты получились успешными: премьера фильмов состоялась на видеоплатформе радио «Орфей», затем прошло несколько телетрансляций у нашего партнера — телеканала «Сочи-24», с которым мы и осуществляли съемку. Недавно фильмы-концерты были показаны «Русскими сезонами». Теперь оба опубликованы в YouTube. И там они тоже начинают набирать просмотры. По самым скоромным данным, общее количество людей, посмотревших эти записи, приближается к миллиону. Такую аудиторию Сочинский симфонический не смог бы собрать даже на стадионах! В этом, на мой взгляд, и есть ценность подобных проектов — не просто дать возможность людям посмотреть что-то на самоизоляции (период которой, я надеюсь, навсегда уходит в прошлое), но раздвинуть границы зрительского зала и оставить для будущих поколений слепок современной музыкальной культуры нашей страны.

Go to Top