Другая война

ГМИИ им. А.С. Пушкина

https://1941-1945.pushkinmuseum.art

Реакция участников «Пушкинский.Youth» на собранные учеными архивные свидетельства жизни музея в годы Великой Отечественной войны.

К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне Пушкинский музей запустил онлайн-проект «Другая война» о том, как музей пережил военные годы. Подготовленный специально к 9 Мая сайт состоит из двух частей: «Факты» и «Взгляд». Над проектом работали 17 участников и 4 куратора молодежных программ, дизайнер, научный сотрудник и 3 IT-специалиста.

В первой части зрители смогут пройти виртуальный тур по постоянной экспозиции Главного здания, перемещаясь из сегодняшнего дня в прошлое. Истории сотрудников, которые боролись за сохранение здания музея и его фондов, рассказаны с помощью архивных документов, личных дневников, писем и фотографий.

Во второй части проекта участники программ направления «Пушкинский.Youth» делятся своими впечатлениями от свидетельств трагических событий XX столетия, представляют личное переживание музейной истории. Здесь размещены тексты, видео, аудиозаписи и другие материалы, подготовленные ребятами от 15 до 20 лет.

Важно все время держать в голове вопрос: «Почему мы это делаем?»

Анна Голованова

участница «Пушкинский.Youth», одна из авторов проекта

Как придумать классную идею проекта о культуре в онлайн?

У нашего проекта 16 авторов, а в хорошей команде стоит придумывать концепцию вместе. Важно не пытаться сразу реализовать какую-то (даже самую удачную, на первый взгляд) концепцию. Нужно не пожалеть времени на проговаривание того, что действительно волнует каждого из авторов в выбранной теме. Обсуждение мыслей друг друга и предложенных сюжетов помогает находить связи, которые постепенно сложатся в общее повествование. Такая полифония позволяет потом и каждому зрителю найти в итоговом проекте что-то свое. Можно даже пойти по пути использования разных модальностей, поскольку картинки, цифры, звуки, тексты — это ключи от разных каналов восприятия.

О каких подводных камнях надо помнить?

Важно не навязывать ни друг другу, ни читателю или зрителю свои эмоции. Помнить о бережном отношении к историям людей, которым посвящен рассказ. Зрителю должно быть легко отделить факт от авторского мнения. Факт нужно представить, «упаковать» так, чтобы его проще было осознать или прочувствовать, и важно это сделать лаконично, но нельзя упрощать и недоговаривать. Зрелищная и эффектная форма не может заменить содержания, поэтому важно все время держать в голове вопрос: «Почему мы это делаем?». И иметь ответ на каждое слово: почему? почему мы? почему именно это? почему сейчас?

Зачем нужны такие проекты, как ваш, в чем их ценность для людей?

Такие проекты призваны сделать абстрактную, обезличенную хронику предметнее. Для этого и нужно попытаться осмыслить и почувствовать цифры, факты, обрывки фраз, а потом предложить другим сделать то же. Когда мы знаем, что стоит за документом, фотографией, цитатой, их содержание яснее для нас, вызывает живую реакцию и лучше остается в памяти.

Go to Top