Что такое джазовая импровизация? Мифы и правда

ОГБУК «Челябинская государственная филармония»

Сайт проекта

Просветительский проект российских и американских джазовых музыкантов, организованный Челябинской государственной филармонией.

Дискуссия была посвящена вопросам популяризации джазового искусства и международному сотрудничеству Челябинской государственной филармонии в рамках Международного джазового фестиваля «Какой удивительный мир».

Дискуссия способствовала популяризации джазового искусства среди широкой аудитории современного медиапространства и впервые в регионе представила возможности совместного музицирования музыкантов России и США при помощи IT-технологий.

Проект также содействовал дальнейшему использованию интернет-ресурсов в целях развития международного музыкального сотрудничества и на практике доказал возможность проведения подобных мероприятий с участием музыкантов и деятелей искусства из других стран.

Возможен ли сеанс одновременной игры музыкантов, которых разделяет Атлантический океан?

Наталья Риккер

лектор-музыковед Челябинской государственной филармонии

Как придумать классную идею проекта о культуре в онлайн?

Онлайн-дискуссия «Что такое джазовая импровизация? Мифы и правда» носит просветительский характер и посвящена популяризации джаза, что насущно для современного джазового сообщества. За годы существования джаз из развлекательной музыки для досуга и танцев превратился в сложный вид музыкального искусства, который нашел отражение на филармонических площадках всего мира. Но, чтобы понять своеобразную метроритмическую и гармоническую природу джаза, необходимо хотя бы в общих чертах знать его историю, а также усвоить его уникальный «вокабуляр». Эти знания помогают музыкантам разных стран и поколений почти моментально находить «общий язык» на сцене. Изначально (по замыслу автора идеи проекта, арт-директора Международного джазового фестиваля «Какой удивительный мир» Натальи Риккер) джазовые музыканты России и США — художественный руководитель ансамбля «Уральский диксиленд» Валерий Сундарев и директор музыкального факультета Университета Луисвилла — Школы Джейми Эберсолда Майкл Трейси — должны были встретиться живьем на фестивале и создать интернациональную программу джазовой музыки. Однако в 2020 году их офлайн-встречу организовать не удалось в связи с пандемией COVID-19. Диалог музыкантов решили перенести на онлайн-платформу Челябинской филармонии и сделать его не только музыкальным, но и вербальным. Главными вопросами диалога были «Что такое джазовая импровизация?» и «Как научиться понимать джаз?». Для иллюстрации заранее подготовили видеозаписи джазового трио Валерия Сундарева и дуэта саксофонов Майкла Трейси и Самира Камбарова.

О каких подводных камнях надо помнить?

Наиболее сложным в реализации онлайн-дискуссии оказался технический вопрос: возможен ли сеанс одновременной игры музыкантов, которых разделяет Атлантический океан? Воплотить этот смелый замысел помогла новейшая система видеоконференцсвязи, предоставленная Министерством информационных технологий Челябинской области. Находясь на расстоянии 9164 км, джазмены смогли сыграть единым ансамблем. Минимальная задержка звукового сигнала, равная десятым долям секунды, позволила Сундареву и Трейси практически без потерь слышать друг друга, аккомпанировать друг другу во время солирования, слаженно исполнить туттийные эпизоды. Эксперимент одновременной игры онлайн в истории джаза Южного Урала был проведен впервые.

Зачем нужны такие проекты, как Ваш, в чем их ценность для людей?

Реализация любого проекта должна отвечать глобальным профессиональным и личностным целям его автора. Иными словами, проект должен работать на ваш рост и привлечение внимания к вашей деятельности. Именно так случилось с нашей онлайн-дискуссией. Этот проект помог сохранить и укрепить контакт между российскими и американскими партнерами в условиях изоляции 2020 года, а также привлечь к их педагогической и творческой деятельности новую аудиторию, возможно, прежде не знавшую об этих джазменах. Именно поэтому мы выбрали для дискуссии самую очевидную, насущную тему и доступным способом с музыкальными примерами постарались объяснить природу джаза. Важно, что об этом искусстве говорили музыканты разных стран. С нашей точки зрения, это стало ещё одним доказательством универсальности джазового языка. Чтобы эта дискуссия стала «рабочим материалом» для тех, кто знакомится с джазом, ее видеозапись оставили в постоянном доступе для широкой зрительской аудитории на сайте Челябинской государственной филармонии и в ее аккаунтах в социальных сетях.

Go to Top