Большая музейная прогулка

АНО «Музейный опыт»

https://www.bigmuseumwalk.com

Игра адресована семьям с детьми 5-12 лет. В сообщениях страниц «Большая музейная прогулка» ВКонтакте и Facebook чат-бот Чижик предлагает начать знакомство с музеями из дома и продолжить прогулку в музеях.

В августе 2021 года в Петербурге стартовал новый межмузейный проект «Большая музейная прогулка». Бот-путеводитель Чижик становится для детей собеседником и проводником в музеях и городских пространствах. Он рассказывает истории и задает вопросы, помогает находить дорогу, предлагает игровые задания и дает возможность совершать небольшие открытия.

В чат-боте собраны игровые путеводители по девяти петербургским музеям, осенью 2021 к ним добавятся несколько путеводителей по городу и три — по музеям в других городах: Владивостоке, Перми и Таллине. По уровню сложности все путеводители распределены на три маршрута: для 5-8, 7-10 и 9-12 лет. Чтобы начать прогулку, достаточно в сообщениях написать команду «начать» чат-боту Чижику на страницах проекта ВКонтакте или в Facebook и выбрать маршрут, а затем — музей или место. Оказавшись в нужной точке маршрута, продолжайте общение с ботом: он подскажет, куда направиться и какие экспонаты искать, предложит исследовать места и объекты вместе. Путеводители бесплатно доступны всем желающим. Чтобы попасть в музеи, потребуется купить обычные входные билеты.

В Петербурге путеводители доступны до 30 сентября 2021. В игре участвуют: Зоологический музей, Музей-квартира А. А. Блока, Мастерская М. А. Аникушина, Музей «Разночинный Петербург», Музей-квартира семьи актеров Самойловых, Музей Фаберже, Музей Хлеба, Музей городского электрического транспорта, Музей истории религии, а также Музей истории Дальнего Востока им. В. К. Арсеньева (Владивосток), Пермский краеведческий музей и Таллиннский русский музей. Проект реализуется с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. При поддержке: Благотворительного фонда Владимира Потанина. Партнер: ООО «Люксофт». Информационный партнер: Фестиваль «Детские дни в Петербурге».

Проект, про который, как нам казалось «на входе», мы уже все понимаем, на каждом шагу преподносит сюрпризы

Ирина Кельнер

куратор проекта «Большая музейная прогулка», редактор онлайн-журнала «Музейный опыт», АНО «Музейный опыт»

Как Вам удалось придумать свою идею?

К идее чат-бота, который будет предлагать детям играть и гулять по музеям, наша команда подступалась постепенно. У нас был многолетний опыт разработки бумажных игровых путеводителей по музеям для игры-путешествия «12345 — Я ИДУ ИСКАТЬ!», ежегодно проводившейся в рамках фестиваля «Детские дни в Петербурге». И возможность сделать путеводители интерактивными мы время от времени обсуждали с разными экспертами: программистами, разработчиками сайтов и мобильных приложений, искушенными в походах по музеям родителями. Нам важно было сделать путеводители такими же удобными, понятными, доступными, массовыми, как и маршрутные листы «Детских дней», с которыми по музеям ежегодно проходили десятки тысяч человек. Выбирая, на каком именно носителе делать путеводители, мы посоветовались с подписчиками группы фестиваля «Детские дни» ВКонтакте. Этот опрос показал, что наши подписчики, в основном это родители детей дошкольного и школьного возраста, совершенно точно предпочитают оставаться внутри знакомой соцсети, не устанавливать на телефон дополнительных приложений и не заходить на новые сайты. Мы также провели голосование за то, на базе какой сети удобнее делать чат-бот. Очень важно для технической реализации проекта найти партнеров и единомышленников. Такими партнерами, консультантами и помощниками для нас стали специалисты из компании «Люксофт». Именно в диалоге с ними мы сформулировали постановку задачи и собрали первый чат-бот. Так, в 2020 году в рамках фестиваля «Детские дни» появилась игра «Музейный питомец»: переписываясь с ботом и разглядывая фотографии из 17 разных музеев, можно было больше узнать о бабочках, шмелях, лошадях, а также послушать музыку, посмотреть видео, и заодно выяснить — каким мог бы быть ваш собственный музейный питомец. Большая музейная прогулка, в которой музеи предлагают игровые путеводители по своим экспозициям, стала следующим шагом.

О каких подводных камнях надо помнить?

Наверное, на некоторые подводные камни нам еще предстоит натолкнуться. Пока мы выяснили, что проект, про который, как нам казалось «на входе», мы уже все понимаем, на каждом шагу преподносит сюрпризы и задачки, которые интересно решать. Ожидания от интерактивного путеводителя гораздо выше, чем от бумажного — каждое выполненное задание, каждый ответ надо тщательно продумывать, здесь еще важнее уметь писать коротко и емко. При этом нам важно, чтобы дети не «залипали» в гаджете, чтобы путеводитель, давая дополнительную информацию и предлагая «фон», — фотографии, видео, музыку — побуждал исследовать экспозицию музея, разглядывать предметы и в них находить ответы на вопросы нашего Чижика. Мы наверняка еще не до конца понимаем возможности этого нового формата и, хотя мы проводили предварительные тестирования, нам еще предстоит найти удобный «темп» для разговора, понять, что нашим пользователям наиболее комфортно и интуитивно понятно, какие их потребности может обеспечить чат-бот, служащий проводником в музее. Сейчас мы намеренно постарались сделать все путеводители очень разными и рассчитываем, что отзывы и голоса пользователей помогут нам понять, что работает в таком гибридном формате, а что — не очень. Если говорить о том, что стоило бы сделать иначе: заложить чуть больше времени и ресурсов на предварительные исследования и «пробы пера». И — на продвижение. Еще один риск — технический. Это и ошибки сборки в конструкторе ботов, и проблемы на стороне сервиса, на которые даже наши прекрасные администраторы не могут повлиять. У нас такое было: за два дня до запуска сервис «встал» — уже проверенный и отлично работавший бот замолчал почти на сутки. К счастью, к запуску эта проблема была решена. Здесь нужно быть готовыми много общаться: постоянно переписываться со службой поддержки сервиса, с пользователями, у которых бот внезапно заглох. И здесь было бы здорово иметь возможность дежурить посменно, чтобы реагировать на происходящее сразу.

Зачем нужны такие проекты, как Ваш, в чем их ценность для людей?

Музеи, наследие — это огромный ресурс. Это гораздо больше, чем просто информация, и даже больше, чем истории, которые сохраняются благодаря предметам. В музее можно научиться задавать вопросы и рассуждать, видеть и слышать больше, можно пережить богатейший спектр эмоций, можно прочувствовать, почти пережить, опыт других поколений и других культур. Но для этого всем посетителям, а особенно детям, нужны определенные инструменты. Музеями нужно учиться «пользоваться». Мы стараемся сделать интерактивные путеводители одним из таких инструментов — проводником, посредником, средством общения, поводом для разговора между детьми и взрослыми.

Go to Top