Бахметьевский гараж и вокруг него. Онлайн-карта архитектуры авангарда

Еврейский музей и центр толерантности

https://around.jewish-museum.ru

Регион:

Онлайн-карта памятников советского конструктивизма, расположенных вокруг станций метро Новослободская, Савеловская, Марьина роща и Достоевская в Москве.

Карта, созданная Еврейским музеем и центром толерантности, предлагает пользователю построить пешеходный маршрут из любой удобной для него точки — для этого достаточно лишь выбрать интересующее здание. Всего на карте 16 объектов; в их числе — постройки Константина Мельникова, братьев Голосовых, Бориса Блохина, Эль Лисицкого и других архитекторов.

Перед тем, как направиться к очередному зданию, карта предлагает посмотреть его фотографии и прочитать краткую справку об истории каждой конкретной постройки и ее создателях. Центральный объект карты — Бахметьевский гараж и, соответственно, Еврейский музей, одна из основных миссий которого — изучение и популяризация наследия русского авангарда.

Аналогов проекта в цифровом интерактивном виде не существует.

Онлайн-карту «Бахметьевский гараж и вокруг него» за три месяца ее работы увидели порядка 20 тысяч человек, из них 79% пользователей прокладывали маршруты. Больше 60% пользователей проводили за изучением контента карты от 10 до 25 минут.

Согласно опросу, проведенному Еврейским музеем, около 12% пользователей карты проживают в районах, которые она затрагивает, или же в близлежащих районах, но не знали о существовании памятников авангарда «в соседнем квартале» до знакомства с картой. 68% пользователей намеренно запланировали поездку в районы, о которых рассказывает карта, чтобы увидеть здания своими глазами. Порядка трети пользователей карты включили в свою прогулку посещение Еврейского музея и центра толерантности.

Карта доступна как в мобильной, так и десктопной версии. Для карты были подготовлены оригинальные тексты и фотографии.

Партнеры: The Constructivist Project, Docomomo International.

Внимательный человек может увидеть, как город разговаривает с ним, рассказывает свои истории

Как придумать классную идею проекта о культуре в онлайн?

Хорошая идея всегда рождается из твоей собственной потребности. Еврейский музей занимается исследованием и популяризацией наследия русского авангарда, но это наследие неоднородно. В то время, как одни памятники архитектуры авангарда защищаются государством и подсвечиваются в СМИ, другие остаются незаслуженно забытыми. Их не замечают даже те люди, которые живут в них или ходят мимо каждый день, — вернее, не понимают, за что их нужно ценить. В районах вокруг Еврейского музея много таких памятников: часто они сливаются с городской застройкой, бездумно перекрашиваются и реставрируются. Мы почувствовали, что эти здания нуждаются в нашем внимании и попробовали дать посетителям музея возможность посмотреть на них нашими глазами.

Что было самым сложным в Вашем проекте?

Самое сложное в этой задаче — объяснить людям ценность, которая неочевидна для человека без профильного образования. Чем уникальна архитектура авангарда? Какую задачу ставил перед собой архитектор? Почему эта задача важна для нас до сих пор, здесь и сейчас? Чем опасны вывески «маникюр», «шаурма», «шиномонтаж», украшающие фасады конструктивистских зданий? Нашей целью было дать людям новые знания, которые бы позволили им видеть искусство в привычных вещах. Не у всех есть время и потребность обладать таким знанием — не замечать, отворачиваться всегда проще.

Зачем нужны такие проекты, как Ваш, в чем их ценность для людей?

Город не должен быть скоплением улиц и зданий: внимательный человек может увидеть, как город разговаривает с ним, рассказывает свои истории. Наш проект помогает городу и человеку услышать друг друга, найти новые неочевидные маршруты для прогулок, открыть в себе, возможно, дремлющую страсть к искусству авангарда и архитектуре. Мы предлагаем отправиться на прогулку по местам, в которые человек вряд ли бы заглянул просто так — однако в них полно красоты и загадок. Например, можно посмотреть на полиграфкомбинат «Правда» — город внутри города, где выпускались миллионные тиражи главной газеты Советского союза. Необычной станет прогулка и к единственному построенному зданию Эль Лисицкого — типографии «Огонек». После того, как Михаил Кольцов, главный редактор одноименного журнала, был репрессирован, здание перешло к НКВД и до сих пор находится в госсобственности, его даже нельзя фотографировать.