AРТ-ПРОЕКТ «2020 → 2070»

Frida Foundation — Фонд инфраструктурных и образовательных программ

http://nanoart.fiop.site

Frida Foundation и ФИОП (группа РОСНАНО) в лице Татьяны Фон Варденбург и куратора Михаила Слободинского предложили современным художникам создать новый образ технологического будущего.

Социально важная цель проекта — через язык современного искусства привлечь молодежь к выбору технического образования и работе с новейшими технологиями.

Около 40 известных художников были объединены в группу, в которой создали произведения, формулирующие научные задачи на ближайшие 50 лет. Проект стал самой посещаемой онлайн-выставкой во время пандемии: только на странице «Культуры.РФ» в TikTok в «Ночь музеев» трансляцию онлайн-экскурсии посмотрели более 700 000 человек. Общий охват аудитории проекта составил около 3 миллионов человек.

В условиях введенного режима самоизоляции арт-проект «2020 → 2070» оказался первым полностью адаптированным под онлайн-формат, что позже стало настоящим трендом. Все материалы онлайн-выставки были готовы к дистанционному использованию еще в марте 2020 года, в день запуска проекта.

Ваш виртуальный посетитель должен с уверенностью сказать: «Я этого не знал, об этом раньше не задумывался» — и задуматься

Татьяна Фон Варденбург

СЕО Frida.Foundation

Михаил Слободинский

куратор (РОСНАНО)

Как придумать классную идею проекта о культуре в онлайн?

Нет необходимости придумывать проект — есть бесконечный неудовлетворенный запрос общества на художественное осмысление огромного числа сверхзадач, формируемых перед человечеством в текущем периоде. Это всего лишь первая компонента. Вторая компонента — это недоступность в регионах сменяемого качественного культурного контента. Если что-то в регионе и зарождается, то оно не имеет поддержки в силу масштабов страны и затрат на культурный обмен. Третья компонента — необходимость найти «конфликт» как минимум двух разных сред, чтобы «боль» нерешенной задачи задевала представителей этих социальных групп: это могут быть «власть и народ», «ученые и бизнесмены», «отцы и дети», «мыши и лягушки». Важно, чтобы у столкнувшихся групп было что друг от друга потребовать. Если вам удается нащупать эти три компоненты — «общечеловеческая ценность, важная в масштабах всей страны, будоражащая неразрешенный конфликт», — то к вашему проекту будет привлечено внимание групп, интересующихся проблематикой, и они будут вашими амбассадорами и помощниками в развертывании проекта. При этом в нашем проекте мы, находясь в Москве, оказались в ситуации, когда искали художников-одиночек в регионах, поскольку ручеек их идей и рождает общий поток культурной жизни, а их участие, наоборот, помогало нам выйти на виртуальное пространство регионов.

О каких подводных камнях надо помнить?

Важно помнить, что когда вы привлекаете большое количество участников проекта, то, как и в любом сообществе, возникают социально-иерархические соревновательные отношения между участниками, которые наносят вред проекту в целом. Ваша ежедневная работа — не только курировать смысловое наполнение, но и отслеживать соблюдение интересов всех участников и нивелировать конфликты еще до стадии зарождения. Все участники должны быть партнерами, какими бы именитыми они ни были.

Как понять, какой проект стоит делать?

Есть главная компонента, взвесив которую, вы поймете, стоит ли затевать проект. Оторвавшись от экрана, ваш виртуальный посетитель должен с уверенностью сказать: «Я этого не знал, об этом раньше не задумывался» — и задуматься. Это достигается за счет экскурсий, сведений, экспертов, инфографики, VR и любых других разнообразных средств, которые нам даруют современные интернет-технологии, с одной стороны и визионерством создателя с другой. Проект обязан удивлять. Проект обязан отталкиваться от существующего опыта посетителя, проблематика должна быть понятной ему, а вот полученный опыт — быть абсолютно новым. Если вы придумали прогулку по зоопарку, то интереснее не экскурсия от вольера к вольеру, а взгляд на жизнь глазами питомцев. Тема вашего проекта всем понятна, а полученный опыт — уникален. В этом и ценность проекта.

Go to Top