Последний день Помпеи

Государственный Русский музей

https://rusmuseumvrm.ru

Приложение для очков дополненной реальности Epson Moverio BT-350, посвященное самой известной картине Карла Брюллова из коллекции Русского музея.

AR-приложение доступно для использования как на экспозиции Русского музея, так и в любой точке мира, где есть возможность воспроизведения картины «Последний день Помпеи» — в репродукции, на экране персонального компьютера или планшета.

Приложение «Последний день Помпеи» создано в рамках проекта Русского музея «Искусство и технологии» для знакомства детей старшего школьного возраста с особенностями академического искусства XIX века на примере знаменитого живописного крупномасштабного полотна Карла Брюллова.

Приложение предназначено для эксплуатации в очках дополненной реальности Epson Moverio BT-350, которыми оснащены детские технопарки «Кванториум», центры цифрового развития «IT-куб» и «Точки роста». Приложением уже воспользовались более 360 человек.

Русский музей одним из первых начал использовать технологии виртуальной и дополненной реальности для презентации своей коллекции

Ольга Бабина

заместитель генерального директора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей ФГБУК «Государственный Русский музей»

Как придумать классную идею проекта о культуре в онлайн?

Активное развитие новых технологий наряду с постепенным усложнением функциональной, программной и аппаратной среды делает их все более простыми и доступными для широкого круга пользователей. Изучение и освоение новых AR/VR/MR-технологий входит в образовательные программы высших и средних учебных заведений, составляет основы обучающих программ современных центров дополнительного образования с инженерно-технологической направленностью. Однако все чаще современные технологии, в том числе технологии виртуальной и дополненной реальности, находят свое применение в сфере культуры и изобразительного искусства. Нам представляется особенно важной роль художественного музея как куратора и наставника в развитии данного направления. Русский музей одним из первых начал использовать технологии виртуальной и дополненной реальности для презентации своей коллекции, знакомства с историей и архитектурно-художественным комплексом Русского музея. Трехмерные реконструкции и «вход в картину», QR-коды на экспозиции и мобильные приложения — каждый цифровой проект музея изначально имел тщательную научную проработку и обоснование использования той или иной технологии, позволяющей наиболее полно и точно представить имеющуюся в музее информацию, визуализировать сложные художественные и исторические процессы. Приложение для очков дополненной реальности Epson Moverio BT-350 «Последний день Помпеи» было создано в рамках разработанной Русским музеем программы дополнительного образования детей «Искусство и технологии», отличительной особенностью которой является междисциплинарный подход: искусство и современные компьютерные технологии рассматриваются на территории их взаимного пересечения и изучаются параллельно. AR-приложение знакомит пользователей с особенностями академического искусства XIX века на примере живописного полотна К.П.Брюллова «Последний день Помпеи» — особенностями его композиционного и сюжетного построения, историей создания и подготовительными материалами, а также позволяет представить картину как сложносоставной организм, создаваемый по определенным физическим и химическим законам и чуткий к воздействию окружающей среды.

Что было самым сложным в Вашем проекте?

Среди основных задач, которые нам пришлось решать, были, преимущественно, задачи технического характера. Например, приложение должно было одинаково работать как на экспозиции, где представлена картина «Последний день Помпеи», так и вне стен музея — при считывании изображения с экрана компьютера, постера и так далее. Эта задача осложнялась тем, что само произведение Карла Брюллова достаточно большое, его размер более 6 м в длину и более 4 м в высоту. Важно, чтобы приложение гибко реагировало на масштаб изображения, которое оно считывает как метку дополненной реальности. К этому добавлялись технические параметры самого оборудования, AR-очков Epson Moverio BT-350, поле зрения которых составляет всего 230. Выбор оборудования был обусловлен техническим оснащением детских технопарков «Кванториум» и центров цифрового развития «IT-куб», для которых предназначалось это приложение в качестве учебно-методического ресурса к программе «Искусство и технологии». Среди задач содержательного характера стояла адаптация музейных знаний к особенностям AR-технологий, их корректная интерпретация и визуализация средствами технологий дополненной реальности.

Зачем нужны такие проекты, как Ваш, в чем их ценность для людей?

AR-приложение «Последний день Помпеи» позволяет масштабировать музейные знания, популяризируя музейные профессии и историю отечественного изобразительного искусства далеко за пределами художественного музея.

Go to Top