Алые паруса

Региональная творческая общественная организация «Санкт-Петербургский Союз художников»

https://vk.com/event195322380

Онлайн-выставка художницы Татьяны Шлыковой, приуроченная сразу к двум юбилеям, связанным с жизнью и творчеством писателя Александра Грина.

В 2020 году отмечались две круглые даты, связанные с именем Александра Грина (1880-1931) — 140-летие со дня рождения замечательного русского писателя и 100-летие создания «Алых парусов» — самого знаменитого его творения, ставшего символом праздника выпускников петербургских школ. К датам и был приурочен проект, доступный публике на сайте Историко-литературного музея города Пушкина с апреля по июнь 2020 года.

Выставка Татьяны Шлыковой, выпускницы СПГХПА им. А. Л. Штиглица, открылась в Историко-литературном музее города Пушкина 25 апреля 2020 года и проходила до 29 июня 2020 года. В полотнах Татьяны Шлыковой образ Алых парусов предстает символом сближения — и подлинного единения — невских и черноморских берегов. Мир, созданный талантом писателя, и праздник выпускников, возрожденный в наступившем тысячелетии, находят продолжение в живописных работах. Их можно рассматривать как диалог культурных пространств Петербурга-Петрограда, где в дни холодной зимы 1920 года создавались «Алые паруса», и Крыма, где прошла завершающая часть пути Александра Грина.

В силу объективных причин, обусловленных пандемией, проект «Алые паруса» был реализован в формате онлайн. Проведение виртуальной выставки стало одним из первых успешных примеров оперативного введения нового формата презентации творческого проекта в условиях, когда показ оригиналов живописных произведений в экспозиционном пространстве музеев и галерей не представлялся возможным. Заключительным результатом проекта стала возможность его реализации в онлайн-формате в другом регионе — в городе Старый Крым, в филиале музея-заповедника «Киммерия Волошина» — Доме-музее К. Г. Паустовского, на официальном сайте учреждения.

По-настоящему значимые проекты делаются людьми и для людей — во множественном числе

Руслан Бахтияров

куратор выставки, кандидат искусствоведения, доцент СПГХПА им. А. Л. Штиглица

Татьяна Шлыкова

художник, кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургского государственного института культуры, член Союза художников России

Как Вам удалось придумать свою идею?

Руслан Бахтияров: Сама идея проведения выставки была непосредственно обусловлена объективной ситуацией пандемии COVID-19, уже в начале 2020 года вынудившей культурные организации по всему миру искать новые формы работы со зрителем в условиях невозможности посещения музеев, галерей и иных выставочных площадок. Однако сама концепция проекта «Алые паруса» на тот момент уже имела свою предысторию. Ранее, в 2018 году были проведены две персональные выставки Татьяны Шлыковой: в Черноморском центре подводных исследований на Даче Стамболи в Феодосии и в Доме-музее К. Г. Паустовского в Старом Крыму. С другой стороны, интерес молодежной аудитории, который в последнее время существенно вырос за счет появления новых гаджетов и их стремительного совершенствования, и ранее предполагал возможность проведения хотя бы части выставочного проекта в формате онлайн. Речь идет скорее о презентации концепции выставки и части работ в соцсетях, тогда как открытие выставки планировалось провести с участием СМИ. Невозможность отказаться от идеи проведения выставки в год двух юбилеев, связанных с «Алыми парусами» и их создателем заставила в сжатые сроки переформулировать концепцию выставки, а затем подготовить и определить формат ее открытия и показа работ. Татьяна Шлыкова: Все началось с выставки «Алые паруса» в музее К. Паустовского в Старом Крыму: когда она планировалась, нам хотелось тематически связать невские и крымские берега. Этюды Петербурга и Крыма, написанные с натуры в разные годы, и составили выставку. После Старого Крыма ее принял Музей подводной археологии в Феодосии, а потом возникла идея, что «Алым парусам» пора пристать к невским берегам. Так выставка состоялась в Музее города Пушкина. Но на заранее определенное время ее работы пришлась пандемия COVID-19, которая резко изменила все планы. Вариант свернуть выставку мы даже не рассматривали. И наша творческая группа, и коллектив музея приняли решение осуществить ее в формате онлайн. Думаю, удачную идею не нужно придумывать специально. Она появляется при правильном подходе: мне кажется, важнее всего спокойно и целенаправленно идти своей дорогой, делать дело своей жизни. А на этом пути обращать внимание на возможности, особенно нестандартные. Решений всегда намного больше, чем кажется на первый взгляд.

Что было самым сложным в Вашем проекте?

Руслан Бахтияров: Принципиально важными являются два момента. Во-первых, это сжатые сроки, за которые необходимо было собрать все необходимые материалы для онлайн-выставки, и обеспечить ее информационное сопровождение. Во-вторых, отсутствие опыта создания таких выставок в прошлом и вынужденная, но в то же время и почетная, роль первопроходцев, которыми в данном случае суждено было стать художнику и куратору выставки. Поэтому еще одним подводным камнем могло стать несоответствие представления о том, как открытие выставки и ее проведение должны были восприниматься в проекте, и осуществление проекта в «реальном» и «виртуальном» пространстве. К сожалению, некоторые опасения насчет открытия выставки в режиме zoom-видеоконференции оказались небеспочвенными, однако сама виртуальная экспозиция оказалась подготовленной на весьма высоком уровне и встретила высокую оценку у посетителей. Здесь оказалось вполне уместным наличие музыкального сопровождения, составившего вместе с визуальным рядом единое образное целое. Татьяна Шлыкова: Самым сложным было, во-первых, согласовать все в организационном плане: опыта проведения персональной выставки онлайн ни у нас, ни у других на тот момент не было. Во-вторых, в концептуальном плане сложно согласовывать разнородные элементы выставки: живопись, музыку, аннотации, оформление, событийное наполнение. Это многоплановая совместная работа художника, куратора, принимающей стороны, и в целом всех участников проекта. Самый печальный подводный камень, о который может споткнуться художник, — отсутствие понимания, что ничего не может состояться, если многие компетентные и неравнодушные люди не вложатся в реализацию проекта, не окажут ему поддержку. По-настоящему значимые проекты делаются людьми и для людей — во множественном числе.

Зачем нужны такие проекты, как Ваш, в чем их ценность для людей?

Руслан Бахтияров: Данный проект представляется особенно важным, прежде всего, с точки зрения востребованности формата онлайн-выставки, имеющей не только художественное, но и историко-культурное содержание. А в случае с юбилеями великого Александра Грина и его бессмертного шедевра наличие развернутых аннотаций-комментариев к представленным на сайте работам, опять же, имеет большое значение для понимания замысла каждого отдельного произведения. Возможность соединения изображения, слова и звука, а также авторских комментариев к выставке в целом и к отдельным экспонатам и мероприятиям, непосредственно связанным с концепцией выставки (в данном случае это обращение-посвящение ученикам петербургских школ, главным участникам праздника «Алые паруса») позволили сделать выставку доступной максимально широкой аудитории. И акцентировать те ее моменты, которые могут быть интересны постоянным обитателям сети Интернет. Татьяна Шлыкова: Ценность нашего проекта для людей — и просветительская, и эстетическая. Через красоту и эстетику людей можно ненавязчиво приобщить к национальному и мировому культурному достоянию прошлого и настоящего. Наш проект посвящен фигуре Александра Грина, знаковой и для невских, и для крымских берегов. Также ввиду пандемии COVID-19 нам хотелось оказать моральную поддержу петербургским выпускникам 2020 года, лишившимся праздника Алых парусов в его традиционном формате. Разумеется, онлайн-технологии не заменят прежних форм взаимодействия с людьми, однако они способны предоставить для этого новые возможности. Если человек по какой-либо причине не в состоянии добраться до музея или выставочного зала, искусство при помощи онлайн-технологий становится ближе к зрителю. Поэтому стоит делать проект в том случае, когда есть что сказать, когда он адресован конкретной целевой аудитории и выражает ясную идею.

Go to Top