25 октября, 2022

25 октября — Всемирный День оперы

Сегодня музыкальное сообщество отмечает Всемирный День оперы. Праздник придумали в 2019 году по инициативе нескольких международных организаций: Опера Америка, Опера Европа и Опера Латинская Америка. Дату выбрали не случайно, а в честь дня рождения великих композиторов: Иоганна Штрауса и Жоржа Бизе. Подробнее о жанре опера «Культура онлайн» поговорила с куратором лаборатории исследований цифровой оперы Дмитрием Отяковским.

Как говорил великий оперный режиссер Борис Александрович Покровский: «Если бы мне дали власть над всеми телеканалами и радиостанциями я бы круглосуточно транслировал только оперу и вы увидели бы как это повлияло на повседневную жизнь людей». Опера — это действительно жанр, который меняет что-то в человеке, воздействуя через эмоции на самые глубинные душевные переживания. Поэтому день оперы — это безусловно день, посвященный самому лучшему из всех искусств, синтетическому жанру оперы, включающему в себя музыку, театр, живопись, а с недавних пор — и цифровые технологии.

Недавно состоялась премьера оперы Джакомо Пуччини «Богема», в котором вы были одним из 4х режиссеров. Расскажите об этом опыте. Насколько разный получился музыкальный жанр оперы в каждом акте спектакля? 

Этот уникальный проект был придуман художественным руководителем театра «Геликон-опера» Дмитрием Александровичем Бертманом. В рамках конкурса были отобраны 4 молодых режиссера (и я в их числе). Каждый из нас получил уникальную возможность поставить один из актов оперы «Богема» на потрясающей геликоновской сцене, с солистами мирового уровня и уникальным хором. Каждый из режиссеров по-своему интерпретировал оперу, пропустив ее через личную оптику, а Дмитрий Александрович, курировавший работу режиссеров, связал спектакль воедино.

Для меня это, безусловно, был уникальный опыт, позволивший совершенно по-новому взглянуть на нашу профессию. Постановка спектакля с четырьмя соавторами — это иногда и споры, иногда — творческий поиск в разных направлениях, но в итоге все равно победила великая музыка Пуччини.

Вам удается менять привычное представление людей об опере. Вы преобразуете его в новые цифровые форматы, что можно увидеть в ваших онлайн-проектах:  «Грехопадение» или «Скупой рыцарь». Скажите пожалуйста, какие инновации у вас готовятся, новые проекты?

Этим летом мы реализовали два крупных проекта. Премьера одного из них состоялась в Санкт-Петербурге в рамках фестиваля «Ночь музеев. Полифония». Для этого проекта композитор Рустам Сагдиев написал бесконечную оперу на текст Даниила Хармса «Комедия города Петербурга», а я создал на основе этой оперы полиэкранную медиаинсталляцию. Восемь видеопортретов персонажей оперы общались между собой, перемещались из одного экрана в другой, взаимодействовали с реквизитом и пели то сольно, то хором, в бесконечно зацикленном повторе, иллюстрирующем абсурдность происходящего.

Второй проект мы реализовали в Туле — это была перформативная медиаинсталляция «Сон разума рождает неантропоморфных кибербогомолов». Саунд-художник и перформер перемещались по Туле, записывая саундскейпы (звуковые ландшафты) города, а затем в студии свели их в полноценную шумовую эмбиент-партитуру и сгенерировали на её основе видеофайл. Видео было создано нейросетью, на вход которой вместо текстового описания подавался код звукового файла и таким образом мы создали «картину» Тулы, такой, какой её услышала нейросеть.

Сейчас в этапе пре-продакшна (репетиций и подготовки) находится проект дипфейк-оперы А. Даргомыжского «Каменный гость». Этот проект станет третьим в нашем цикле «Пушкинская тетралогия», в рамках которого уже вышли скринлайф-опера «Пир во время чумы» и летсплей-опера «Скупой рыцарь». Музыкальным руководителем постановки выступит Рустам Сагдиев, ответственным концертмейстером — Марина Николя, в главных ролях — солисты ведущих оперных театров Санкт-Петербурга.

Каким вы видите будущее оперы в ближайшие 20-30 лет? Как жанр поменяется, трансформируется во что-то? Классическую оперу полностью сменит формат digital?

Я бы не рассматривал digital как конкурирующую с «живым» исполнением форму. Ничто не сможет заменить эмоцию от посещения оперного театра с симфоническим оркестром, потрясающими оперными голосами, массовыми хоровыми и балетными сценами. Цифровая опера скорее конкурирует с другими формами цифрового контента — ютуб-блогами, сериалами на нетфликс и летсплеями на твиче.

На самом деле яркие проекты в области цифровой оперы становятся своего рода «рекламой» — если человек никогда не видел оперных спектаклей, а здание с колоннами обходил стороной, цифровая опера может показать ему все богатство жанра в привычном окне браузера, а уже восхитившись онлайн-постановкой, зритель может сходить и в оперный театр на постановку в классическом формате.

Подписывайтесь на наши соцсети и будете оперативно узнавать новости культуры с применением digital-технологий: